ИКОНОСТАС КИРИЛЛОВСКОЙ ЦЕРКВИ.
Замечательный мраморный иконостас –
ценный памятник скульптуры и живописи ХІХ в.
Написанная Врубелем икона Богородицы с младенцем –
художественный шедевр мирового уровня.
Пытаясь воссоздать церковь в первоначальном виде, автор проекта мраморного иконостаса А. Прахов вместе с тем опасался, что высокий деревянный иконостас закроет найденные при реставрации ХІХ в. древние фрески алтаря. Поэтому он предложил соорудить одноярусный иконостас в византийском стиле. Его заказали итальянской фирме “ Антонио Тузини и Джузеппе Росси”, которая имела большое предприятие в Одессе и филиал в Киеве.
Проектируя иконостас, А. Прахов ориентировался на древнюю живопись Кирилловской церкви, в частности на изображение столпников в простенках между окнами северной стены трансепта. Столпники - отшельники, подвизавшиеся на столпах, изображены на сдвоенных колоннах, связанных оригинальным узлом – мотив, распространенный в византийском искусстве ХІІ в. Эти колонны с узлом профессор Прахов перенес в проект иконостаса.
Колонки иконостаса выполнены из серого мрамора, базы опираются на черную мраморную основу с розовыми прожилками. Капители колонн поддерживают белые мраморные арки, украшенные орнаментальной резьбой растительного характера. Выше арок – розовый, вероятно, веронский мрамор. Завершает иконостас широкая полоса из белого мрамора, украшенная аркатурним поясом. Ажурные царские врата и двери в жертвенник и ризницу выполнены из бронзы. Венчает иконостас бронзовый “процветший” крест – символ утверждения веры.
Иконостас украшают четыре традиционных иконы: Богородица с младенцем, Иисус Христос, по сторонам – патроны храма, александрийские архиепископы Афанасий и Кирилл. Художник М. Врубель написал образа на цинковых пластинах. Выполненные в утонченной артистичной манере, они чудесно вписываются в интерьер церкви.
Икона Богородицы с младенцем - несомненный шедевр мастера. По композиционному построению произведение отвечает иконографическому канону Печерской Богородицы. Прототипом для образа послужил портрет Эмилии Праховой, а младенец на её коленях написан с маленькой дочурки Праховой – Оли.
С помощью использования двух контрастных цветов,
подчеркивает эмоциональное состояние персонажей. Богородица в пурпурном мафории (в некоторых местах тон доходит до черного) маленький Христос в ярко белом платьице, которое словно лепесток нежного цветка расцветает на кроваво-гранатовом фоне одежды Богородицы. Возле подножия престола - розы - символ Евхаристии, или жертвы ради человечества. В лице Матери ощущается огромное напряжение, в печальном вещем взгляде - проявление высочайшей трагедии
В иконе святого Кирилла привлекает внимание сетчатый головной убор. Эта деталь заимствована Врубелем из древней живописи Кирилловской церкви. В живописи икон и архитектуре иконостаса интересны и другие особенности. В руках Христа и святого Кирилла - раскрытые книги с чистыми страницами. Святой Афанасий и маленький Иисус, наоборот, держат закрытую книгу и свернутый свиток. Иконы фланкируются мраморными колоннами, перевязанными высеченными из мрамора узлами, которые не имеют ни начала, ни конца.
В христианской иконографии раскрытые книги с чистыми страницами – символ приближения Страшного суда, а узел без начала и конца – символ вечности. В чистые листы впишутся деяния человеческие; каждой душе уготована будет вечность, о которой напоминает узел на колоннах.
Иконостас. Икона. Художник Врубель