Кирилловская церковь
в исследованиях
Ирины Марголиной
  • Главная
  • Публикации
  • Новые исследования
  • Новости
  • Конференции
  • Об авторе

Кирилловская церковь

  • Летопись Кирилловского храма
  • Архитектура
  • Фресковая живопись
  • Живопись 17-19 вв.
  • Живопись М. Врубеля
  • Иконостас
  • Некрополь
192005084_1454755988206712_642029891181937730_n

Врубель и Киев

vrubel_v_kieve-kniga-katalog
putevoditel_cover

Ангелы Врубеля

Книга Ангелы Врубеля

Тайны саркофага Ярослава Мудрого

ИКОНОСТАС КИРИЛЛОВСКОЙ ЦЕРКВИ.


Замечательный мраморный иконостас –
ценный памятник скульптуры и живописи ХІХ в.
Написанная Врубелем икона Богородицы с младенцем –
художественный шедевр мирового уровня.

 

Пытаясь воссоздать церковь в первоначальном виде, автор проекта мраморного иконостаса А. Прахов  вместе с тем опасался, что высокий деревянный иконостас закроет найденные при реставрации ХІХ в. древние фрески алтаря. Поэтому он предложил соорудить одноярусный иконостас в византийском стиле. Его заказали итальянской фирме “ Антонио Тузини и Джузеппе Росси”, которая имела большое предприятие в Одессе и филиал в Киеве.

Проектируя иконостас, А. Прахов ориентировался на древнюю живопись Кирилловской церкви, в частности на изображение столпников в простенках между окнами северной стены трансепта. Столпники - отшельники,  подвизавшиеся на столпах, изображены на сдвоенных колоннах, связанных оригинальным узлом – мотив,  распространенный в византийском искусстве ХІІ в. Эти колонны с узлом профессор Прахов перенес в проект иконостаса.

Колонки иконостаса выполнены из серого мрамора, базы опираются на черную мраморную основу с розовыми прожилками. Капители колонн поддерживают белые мраморные арки, украшенные орнаментальной резьбой растительного характера. Выше арок – розовый, вероятно, веронский мрамор. Завершает иконостас широкая полоса из белого мрамора, украшенная аркатурним поясом. Ажурные царские врата и двери в жертвенник и ризницу выполнены из бронзы. Венчает иконостас бронзовый “процветший” крест – символ утверждения веры.

Иконостас украшают четыре традиционных иконы: Богородица с младенцем, Иисус Христос, по сторонам – патроны храма, александрийские архиепископы Афанасий и Кирилл.  Художник  М. Врубель написал образа на цинковых пластинах. Выполненные в утонченной артистичной манере, они чудесно вписываются в интерьер церкви.

Икона Богородицы с младенцем - несомненный шедевр мастера.  По композиционному построению произведение отвечает иконографическому канону Печерской Богородицы. Прототипом для образа послужил портрет Эмилии Праховой, а младенец на её коленях написан с  маленькой дочурки  Праховой – Оли.

С помощью использования двух контрастных цветов,

подчеркивает  эмоциональное состояние персонажей. Богородица в пурпурном мафории (в некоторых местах тон доходит до черного) маленький Христос в ярко белом платьице, которое словно лепесток  нежного цветка расцветает на кроваво-гранатовом фоне одежды Богородицы. Возле подножия престола -  розы - символ Евхаристии, или жертвы ради человечества. В лице Матери ощущается огромное напряжение, в печальном вещем взгляде - проявление высочайшей трагедии

В иконе святого Кирилла привлекает внимание сетчатый головной убор. Эта  деталь заимствована Врубелем из древней живописи Кирилловской церкви. В живописи икон и архитектуре иконостаса интересны и другие особенности. В руках Христа и святого Кирилла - раскрытые книги с чистыми страницами. Святой Афанасий  и маленький Иисус, наоборот, держат закрытую книгу и свернутый свиток. Иконы фланкируются мраморными колоннами, перевязанными высеченными из мрамора узлами, которые не имеют ни начала, ни конца.

В христианской иконографии раскрытые книги с чистыми страницами – символ приближения Страшного суда, а узел без начала и конца – символ вечности. В чистые листы впишутся деяния человеческие; каждой душе уготована будет вечность, о которой напоминает узел на колоннах.

 

 

Иконостас. Икона. Художник Врубель

 

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Copyright © 2023. Кирилловская церковь в исследованиях Ирины Марголиной