АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ЖИВОПИСНЫЕ ИСТОЧНИКИ В ПРОБЛЕМАТИКЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КИЕВСКОЙ КИРИЛЛОВСКОЙ ЦЕРКВИ
В истории исследования киевской Кирилловской церкви— фамильной усыпальницы князей Ольговичей, основанной в ХІІ столетии, одной из не разрешенных окончательно проблем оста-ется проблема определения имени ее основателя. Нами собрано достаточно фактического материала, подтверждающего фунда-торство Кирилловского храма киевским князем Всеволодом Оль-говичем [Марголіна2001, с. 33–145]. Тем не менее дальнейшее изучение этого таинственного памятника предоставляет новые интересные исторические источники, которые становятся весомым фактами в разрешении спора [Асеев1950, с. 122; Высоцкий1985, с. 84;Максимович1877, с. 171; Советов1914, с. 253, Pevna 1995, p. 53 и др.] об основателе Кирилловского собора.
Не вызывает сомнения, что название любого храма связа-но со вкусами, желаниями, требованиями его заказчика. Прак-тически доказано, что святой Кирилл Александрийский, в честь кото-рого назван Кирилловский собор, был духовным патроном кня-зя Всеволода Ольговича. Учитывая тот факт, что ни до, ни пос-ле Всеволода Ольговича этого тезоименита не имел никто из известных в Киевской Руси князей, возникает необходимость проследить, какими путями культ святого Кирилла Александрийского проникает на Киевскую Русь, а также выяснить, что способствовало рас-пространению этого культа. Широкое почитание культа святого Кирилла и его парного святого Афанасия Александрийских связано с князем Всеволодом Ольговичем, а вернее с его отцом Олегом Святославичем(“Гориславичем”). Некоторые факты биографии последнего дают возможность сделать предположения относи-тельно путей проникновения культа святого Кирилла и его парного святого Афанасия Александрийских на Киевскую Русь.
Из исторических источников известно, что князь Олег (христианское имя Михаил) родился приблизительно в 1055 году [Рапов1977, c. 100]. В1073 г. получил от отца Рос-товскую землю, потом стал княжить в Чернигове. В апреле 1078 года убежал от своего неприятеля, князя Всеволода, в Тмутаракань [Літопис Русский за Іпатським списком1989, с. 121]. Там он попал в плен к хазарам, которые отвезли его в 93 Константинополь. Четыре года князь Олег находился в Визан-тии, два из них прожил на большом острове Родосе, близ Мало-азийского побережья. В знаменитом произведении “Путешест-вие святого Даниила по Святой Земле в начале ХІІ ст.” отме-чается: “Род— остров большой и богатый всем весьми. И в том острове был Олег, князь русский два года и две зимы” [Путе-шествие игумена Даниила… 1864, с. 7]. Исследователь М.П. Погодин отмечает, что “Даниил Русский паломник”, встретил Олега Святославича на острове Родосе[Погодин1872, с. 405].
В изгнании Олег женился на знатной гречанке Теофании (Феофании) Музалон(Музалонисса), происходившей из знат-ной просвещенной семьи[Янин1987, с. 171]. Один из ее близ-ких родственников, ритор Музалон, по распоряжению патриар-ха Николая ІІІ возглавлял светскую школу в Константинополе [Удальцова1989, с. 393]. Феофано была родственницей самого патриарха. Бесспорно, что такая семья имела в доме много книг, икон, таблиц с изображением святых. Вполне вероятно, что среди домашних икон, были изображения святого Кирилла Алек-сандрийского, культ которого был чрезвычайно распространен в Византии, и особенно на о. Родосе. Известно, что святой Кирилл не раз бывал на о. Родосе(“По благодати и человеколю-бию Христа, Спасителя всех нас, мы переплыли великое и ши-рокое море, при ветрах легких и тихих достигли Родоса...” — послание святого Кирилла) [Ляшенко1913, с. 211]. Вполне возможно, что среди приданого Феофании были иконы, книги, таблетки связанные с житием святого Кирилла и Афанасия, которые она взяла с собою, отправляясь с супругом в Тмутаракань в 1083 году[ПСРЛ1998, стб. 143]. Учитывая факт того, что Фео-фания была родственницей патриарха, в далекое путешествие она, возможно, получила вместе с благословением и частицы мощей святого Кирилла и Афанасия.
Традиционным было и то, что византийские архипастыри и штат их переводчиков и служителей привозили с собою не только книги и иконы, но и вводили церковные ритуалы и эле-менты светского этикета, протежировали греческим художни-1 Вероятнее всего речь может идти не о личной встрече, а о сведениях касательно пребывания Олега на о. Родос, поскольку Олег в1083 г. возвращается в Тмутаракань (умер01.VIII.1115 г. в Чернигове [ПСРЛ, т. VII, с. 24]). кам-иконописцам и ремесленникам, которые расписывали древнерусские храмы, то есть становились носителями грече-ской культуры. Несомненно, что такую же миссию, возвратив-шись из Византии, выполнил и князь Олег со своей высокооб-разованной женой Феофанией Музалон.
Пребывание в Византии отразилось и на выборе церковно-го имени для новорожденного сына князя— Всеволода Ольго-вича. Его окрестили в честь святого Кирилла Александрийского, чьеимя редко употребляли в Киевской Руси. Известно, что на выбор христианского имени не всегда влияли священники, осу-ществлявшие обряд крещения. Князья нередко самостоятельно избирали себе духовного патрона, и этот выбор, в первую оче-редь, отвечал тогдашним политическим требованиям. Обычай избирать крестильное имя своих политических друзей, или крестных, или популярных в то время святых был распрост-ранен еще во времена князя Владимира. Этот обычай не утра-тил своей актуальности и в ХІІ ст. С большой достоверностью можно считать, что на выбор христианского имени для Всеволода повлияли его родители — князь Олег и Феофания Музалон.
Итак, автор предполагает возможные пути проникновения культа святых Кирилла и Афанасия Александрийских на Киевскую Русь, а также происхождение христианского имени Все-волода Ольговича, основателя Кирилловского монастыря и храма. Высказанное предположение станет более весомым, если провести сопоставления археологической находки— печати византийской патрицианки Теофании (Феофании) Музалон (сохраняется в Эрмитаже) и фресковой композиции киевской Кирилловской церкви. На лицевой стороне печати Феофании изображены две нимбированные фигуры, с руками, молельно воздетыми к изо-бражению, написанному вверху, по вертикальной оси круга. На южной стене среднего трансепта Кирилловской церкви, над ктиторской композицией, можно увидеть фресковую компо-зицию ХІІ ст.
аналогичную вышеописанному изображению на печати Феофано. Удивительная идентичность, на которую до сих пор ни один из исследователей не обратил внимания, мо-жет свидетельствовать о бесспорной логической связи между печатью и фресковой композицией. Вещественная идентич - ность выстраивает своеобразную логическую цепочку между хозяйкой печати и заказчиком росписей Кирилловской церкви.
А то, что вышеупомянутое изображение расположено непос-редственно над ктиторской композицией, устанавливает бес-спорную связь между ктитором и содержанием верхнего фре-скового изображения. Нам доподлинно известно, что хозяйкой печати была архонтисса Феофания Музалон— мать Всеволода Ольговича. Если основателем Кирилловского храма, а и соот-ветственно и заказчиком росписей был ее сын князь Всеволод, вполне уместным воспринимается его желание увековечить сюжет, изображенный на печати Феофано в росписях фамиль-ного храма, подчеркнув тем самим свою сопричастность к знат-ному византийскому роду.
Выясняя причины названия собора в честь святого Кирилла Алек-сандрийского, а также определения имени основателя собора, опираясь на фактологические, археологические, художест-венные исторические источники можно утверждать, что святой Кирилл Алек-сандрийский был христианским патроном князя Всеволода. Культ святого Кирилла и его парного святого Афанасия был связан с семьей Всеволода: отцом— Олегом Святославичем и его женой, византийской патрицианкой Феофанией Музалониссой. По-читание этих культов связано с деятельностью потомков Олега и Феофании, а именно с их сыном Всеволодом Ольговичем, ко-торый посредством создания Кирилловской церкви стал актив-ным распространителем культа святого Кирилла и Афанасия, а затем и их учения в Киевской Руси.
Святой Кирилл. Киевская Русь. Исторические источники