Летопись храма
40-е годы ХІІ в. – создание храма князем Всеволодом Ольговичем
1179 г. – первое захоронение в родовой усыпальнице Ольговичей
ХІІІ – ХVІІ вв. - упадок и возрождение монастыря.
ХVІІ в. - переосвящение храма и его преобразование в больничную церковь.
1860 г. – выявление уникальных фресковых росписей ХІІ в.
1929 г. – создание Государственного историко-культурного заповедника
1965 г. – сооружение получает статус филиала Софийского заповедника.
1995 г. – Кирилловская церковь начинает функционировать как памятник совместного использования – музей-церковь.
Киевская Кирилловская церковь была основана в ХІІ в. на далекой живописной окраине Киева - Дорогожичах. Урочище (в летописи “Дорожиче” или “Дорогожиче”) получило такое название не только потому, что там сходились многочисленные дороги к Киеву, а еще и потому, что оно находилось на болоте (жиче). Во времена усобиц Дорогожичи играли важную роль в исторической судьбе Киева. Именно здесь решалась судьба князей, претендовавших на киевский престол, с одной стороны, и судьба самого Киева, - с другой. Именно отсюда нападали на Киев многочисленные захватчики, с которыми киевские князья вели кровопролитные бои. Такое стратегическое значение данной местности, возможно, и стало одним из побудительных мотивов основания здесь монументальной церкви крепости.
В 1139 году к важному стратегическому пункту на северо-западной окраине Киева – Дорогожичам подошел черниговский князь Всеволод Ольгович, завладел этой местностью и сразу же получил удобный плацдарм на подступах к Киеву.
Со временем на Дорогожичах появляется Кирилловская церковь, основание которой можно связать с именем Всеволода Ольговича. Фундация церкви-крепости – логичный шаг Всеволода - князя-воина, князя-стратега, к укреплению окраин желанного для многих “стольного града”.
Кирилловская церковь строилась и как родовая усыпальница Ольговичей. Первое из известных погребений в Кирилловской церкви датируется 1179 годом. Это погребение жены Всеволода Ольговича, дочери Мстислава Великого, Марии Мстиславовны. Как сообщают летописи, в том же 1179 г., умерла и была похоронена в Кирилловской церкви невестка Марии Мстиславовны - княгиня Мария Казимировна. В 1194 году в Кирилловском некрополе появилось захоронение известной личности: 27 июля во дворце загородной Кирилловской резиденции на 78-м году жизни умер старший сын Всеволода Ольговича, великий киевский князь, один из главных героев древнерусской поэмы “Слово о полку Игореве” - Святослав Всеволодович. Последнее в древней истории Кирилловского некрополя погребение – сына Святослава,- Всеволода Чермного, датируется 1215 г.
Первые послемонгольские сведения о Кирилловском монастыре датируются 1539 г. Эти документы касаются его земельных владений и дают основания сделать вывод о том, что Кирилловский монастырь не просто существовал, но и функционировал до ХVІІ в. как упорядоченная обитель. В начале ХVІІ в. патроном Кирилловского монастыря становится князь К.К. Острожский, который поручил ремонт Кирилловского храма и управление монастырем своему любимцу - игумену Василию Красовскому – «Чорнобрывцю», для чего перевел его туда из Острожского монастыря Святого Креста.
Важнейшим делом игумена Василия стала реставрация главного монастырского храма, оставшегося без крыши и постепенно разрушавшегося после татарского нашествия. После смерти Василия Красовского игуменами в Кирилловском монастыре были выдающиеся деятели православной Церкви: Киприан Жеребило-Лобунский (1614 - 1626), Софроний Жеребило-Лобунский (1626 - 1648), Иннокентий Гизель (1650 - 1652), Лазарь Баранович (1652 - 1657), Мелетий Дзик (1658 - 1677).
Наибольшего расцвета Кирилловский монастырь достиг при игумене Иннокентии Монастырском. Славную традицию святителя Кирилловской церкви продолжили его преемники, в частности Димитрий Ростовский (Туптало), известный православный писатель, автор “Житий святых”. Несмотря на кратковременное (лишь с января по июнь 1697г.) игуменство в Кирилловском монастыре, имя святого Димитрия осталось памятным и священным в истории этой обители.
В конце ХVІІІ в. по указу императрицы Екатерины ІІ о секуляризации (конфискации церковных земель в пользу государства), Киево-Кирилловский мужской монастырь, как и большая часть других монастырей, был ликвидирован. Свое существование как упорядоченной обители монастырь прекратил в 1786 г., а все здания, которые находились на территории монастыря с храмом св. Троицы, в честь которой в ХVІІ в. переосвятили Кирилловскую церковь, поступили во владение Киевского “Приказа Общественного Призрения” для устройства в них благотворительных и богоугодных заведений. Со временем на территории монастыря была организована городская больница, а Кирилловский храм превратили в больничную церковь.
Следующие незначительные по объему ремонтные работы, которые проводились в сооружении, не внесли значительных изменений во внешний облик монастыря. Вместе с тем, в интерьере церкви в 1860 г. под поздней штукатуркой были выявлены уникальные фресковые росписи ХІІ ст. В мае 1929 г., учитывая исключительную историческую и художественную ценность Кирилловской церкви, памятник объявили Государственным историко-культурным заповедником. С 1965 г. памятник становится филиалом Софийского заповедника.
В послевоенные годы в музее осуществляются значительные архитектурно-археологические исследования и реставрация настенной живописи. Всего на реставрацию комплекса было израсходовано около 7 миллионов долларов. На протяжении многих лет специалисты ведут наблюдение за температурно-влажностным режимом здания, изучается его воздействие на состояние живописи. В помещении сооружения поддерживаются необходимые микроклиматические условия.
За годы существования музея уровень пола был понижен до уровня ХІІ в., проведены инженерные коммуникации. Археологами обнаружено и исследовано более 20 погребений под полом церкви. Крыша перекрыта медными пластинами, чердак утеплен ценным специальным материалом. Внешняя поверхность стен регулярно штукатурится и белится. Больших затрат требует реставрация и благоустройство интерьера, прежде всего открытие и консервация фрески ХІІ в., закрепление штукатурного и красочного слоя, очистка живописи из-под загрязнений.
С 1995 г., в храме возобновлены богослужения. То есть, оставаясь государственным музеем, Кирилловская церковь стала памятником совместного использования - музеем-церковью
Кирилловская церковь – одна из признанных вершин древнерусского зодчества. Современная архитектура собора принадлежит к лучшим творениям украинского архитектора И. Григоровича-Барского. На стенах этого храма кроме уникальных фресок ХІІ в. сохраняются выдающиеся работы украинских монументалистов ХVІІ-ХІХ вв., шедевры художника М. Врубеля.
Замечательный синтез художественных составляющих Кирилловской церкви дарит духовное наслаждение, открывает путь к познанию этого открытого, а вместе с тем и таинственного мира искусства.
История, архитектура, живопись, возраст и состояние этого сооружения требуют заботливого разумного отношения к нему, сохранения уникального памятника для наших потомков.