И.Е. Марголина
Содержание статьи в следующих источниках:
Марголіна І., Ульяновський В. Київська обитель святого Кирила, К., 2005. - С. 314-316.;
Марголіна І. Живопис Михайла Врубеля в Кирилівській церкві Києва. ( до 150-річчя від народження митця) // Відлуння віків. 01 (05). 2006. – С. 51-60;
Марголина И. Ангелы Врубеля. Творчество Врубеля в Кирилловской церкви Києва, К., 2009. – 56 с.: ил.;
Композиция М. Врубеля «Надгробный плач»:
изучение, сохранение, экспонирование
На стенах киевской Кирилловской церкви, основанной в ХІІ в. и музеефицированной в 1929 г. уже более 80 лет изучаются, сохраняются и экспонируются монументальные росписи трёх исторических эпох - 800 кв.м уникальных фресок ХІІ в., темперный портрет ХVІІ в., а также настенные монументальные росписи художников ХІХ в. Среди монументальных росписей ХІХ столетия ярким живописным аккордом выделяются роботы художника М.А. Врубеля, который в 1884 г. был приглашён в Киев профессором А.В. Праховым для реставрации настенных монументальных росписей Кирилловской церкви. Реставрация росписей осуществлялась учениками Киевской рисовальной школы под руководством Н.И. Мурашко. Художнику Врубелю было поручено не только восстановление отдельных разрушенных фрагментов фресок, но и выполнение новых композиций на месте полностью утраченных.
В нартексе Кирилловского храма, в одной из пустующих ныне погребальных ниш, находится произведение, которое сам художник Врубель в последние годы жизни считал наилучшим. Это знаменитая “Пьета” или “Надгробный плач”. “Надгробный плач” последняя монументальная композиция, исполненная Врубелем в Кирилловском храме.
Со всех концов мира едут в Кирилловскую церковь почитатели таланта художника М. Врубеля, особый, неподдельный интерес вызывает его монументальная роспись «Надгробный плач». Это произведение на сакральную тематику настолько впечатляет эмоционально, создаёт особое духовное состояние, благоговение, хранит память о подвиге Спасителя, что вполне может рассматриваться, как чтимая христианская реликвия.
Николай Прахов – сын профессора Адриана Прахова руководителя реставрационных работ в Кирилловской церкви в 80-х годах ХІХ ст. рассказывает историю создания этого произведения: « В одном из писем к моему отцу Михаил Александрович просил его зайти к нему на дом, на Малую Житомирскую улицу, чтобы посмотреть четыре эскиза и выбрать наиболее подходящий для исполнения на стене. Вероятно, отец был чем-нибудь занят и не мог навестить художника Врубеля в ближайшие дни, тогда он сам выбрал лучший, по его мнению, вариант и написал его на стене, без грунтовки, прямо по старой побелке. Когда отец заехал в Кирилловскую церковь, Михаил Александрович встретил его такими словами: «Адриан Викторович, я знал, что Вы очень заняты и оттого до сих пор не имели времени побывать у меня. Решил, что в Кирилловскую церковь, наверное, скоро заедете – вот и написал лучший, по моему мнению, эскиз прямо на стене. Потом, если одобрите, перепишу». « Да какой же это эскиз, Михаил Александрович?! Это великолепное, вполне законченное художественное произведение! Больше ничего к нему не надо добавлять и переделывать!»… [1, 100]. Врубель, повинуясь указанию Прахова, ничего не переделывал, сохранив произведение в первоначальном виде.
Как следует из рассказа Николая Прахова, Врубель исполнил четыре подготовительных эскиза для выполнения Надгробного плача, тогда как огромную композицию «Сошествие святого Духа на апостолов», созданную им на своде хор Кирилловской церкви, он писал без единого эскиза и картона. Этому есть объяснение - на хорах храма, к ХІХ столетию, в отличии от первого этажа, практически не сохранилась древняя фресковая живопись и там мастер мог работать без оглядки на каноны древней живописи, без сдерживающих его рамок. Осмысливая сюжет и стиль композиции для древней погребальной ниши нартекса Кирилловского храма, художник Врубель - ярчайший представитель модерна ХІХ ст., оказался перед сложнейшей задачей – перевоплотиться в художника древности, разгадать забытые тайны и законы мастеров ХІІ века. Главный закон древнерусской монументальной живописи – это синтез росписи с архитектурой христианского сакрума. В ХІХ в., в период кризиса церковной монументальной живописи, когда художественные приёмы средневековых живописцев были безвозвратно утрачены Врубель сумел для себя открыть эти законы, переосмыслить и доказать их понимание в своём безусловном художественном шедевре – композиции «Надгробный плач». Автор выбирает сюжет созвучный назначению погребальной ниши – аркасолии – оплакивание усопшего Христа. Композиция чрезвычайно лаконична и сурова: три ангела с поникшими крыльями склонились над умершим Христом, оплакивая его кончину. Линии фигур ангелов мелодично плавно перетекают одна в другую, создавая полукруг, логично повторяя полукруг ниши аркасолия. Горизонтально расположенное тело Спасителя подчеркивает линию основы ниши. Подобное решение великолепно синтезирует живопись с архитектурным пространством, подтверждая понимание Врубелем главного закона деревней сакральной монументальной живописи.
Ангелы в «Надгробном плаче» в отличие от апостолов, изображённых в «Сошествии святого Духа» не моделированы, не объёмны, но решены графическим приемом, их фигуры плоскостные, статичные отвечающие древним стенописным приёмам. Выполняя композицию в лучших традициях древнерусской живописи, художник Врубель, всё же привносит в работу своё видение, своё понимание момента, используя дар изумительного колориста - охристо-оливковая цветовая доминанта композиции контрастирует с темно-синем фоном грозового неба – предвестника и свидетеля страшного трагического события.
“Пьета” - не просто стилизация под старину, в произведении присутствует неповторимый врубелевский лиризм, пафос трагедии в соединении с торжественным царственным покоем. В 1901 г., посетив Кирилловскую церковь, Врубель обратившись к своей любимой работе – „Надгробному плачу”, сказал: „Вот к чему, в сущности, я должен был вернуться” [2, 55]. Вероятно, он имел в виду возвращение к работе над христианском искусством, к росписям стенного пространства храмов.
Как указано выше, красочный живописный слой композиции был нанесен непосредственно на стену, без специального, необходимого в таких случаях, подготовительного грунта. Досадный технический недостаток оказался проблемным, работу неоднократно реставрировали. Со временем все сожалели, что Врубель написал свой шедевр на старой штукатурке без необходимой подготовительной грунтовки: краска начала лущиться и осыпаться. Перед самой войной было принято решение спилить изображение (красочный слой) со стены и закрепить на металлической основе. Однако, как планировалось, осуществить закрепление красок не удалось из-за начала Великой Отечественной войны. Лишь в 1947 г. когда состояние росписи стало угрожающим, по инициативе Игоря Эммануиловича Грабаря в Киев были направлены художники-реставраторы Всесоюзного художественного научно-реставрационного центра - заведующий отделом «новой живописи» Николай Иванович Плеханов и Степан Сергеевич Чураков. [3, ].
Дочь С.С. Чуракова - М.С. Чуракова, исследовав дневники отца, рассказывает о том, что в Киев реставраторы приехали поздней осенью, шли дожди, в церкви было очень холодно и влажно. В том месте, где находилась монументальная роспись, более всего скапливалась влага, красочный слой осыпался. Реставраторы произвели фотофиксацию композиции и приняли решение укрепить монументальную роспись, чтобы не утратить красочный слой [3]. На первом этапе было выполнено «покрытие через пульверизатор слабым раствором уксусной кислоты (для смягчения красочного слоя), выравнивание краёв чешуек красочного слоя и грунта, заклейка красочного слоя росписи» [4]. Однако это укрепление дало только временный эффект. Когда через год реставраторы вновь приехали в Киев, то они обнаружили, что «результатом заклейки живописи явилось частичное отделение штукатурного слоя от кирпичной кладки стены, что и было установлено простукиванием» [4].
Так как ни один из предложенных вариантов реставрации росписи на стене не мог гарантировать её сохранность, реставраторы приняли решение снять слой живописи со стены и перевести на новое основание. Такой вариант реставрации позволял не только сохранить памятник, но экспонировать его в будущем в любом месте.
« К снятию росписи было трудно подступиться, мешала ниша. Да и размеры композиции были большие 146 х 215 см. Мы тщательно готовились к этой операции. Красочный слой был заклеен папиросной бумагой, поверх которой наклеили ещё слой марли. Такая предосторожность была необходима при отделении росписи от стены. В размер росписи мы изготовили щиток, оббитый байкой. Щиток имел ограничитель на глубину траншеи вокруг росписи. Снимали роспись при помощи длинных ножей. Они – длинные и гибкие. Снизу начали отделять штукатурку от стены. Работа шла очень хорошо до середины куска, потом стало опасно, что её оторвёт собственной тяжестью, и мы подпустили фанерный щит. Щит с козырьком плотно прижимается к живописи. Так, что козырёк входил на всю глубину траншеи в штукатурке. Снялась роспись очень хорошо. Вместе со щитом мы положили снятую монументальную роспись на пол. Нами была удалена штукатурка до масляного подмалёвка. Потом были изготовлены два паркетированных щита, обтянутых байкой, между которыми живопись была зажата и свинчена. Вся остальная работа проводилась в Москве. В ней принимал участие коллектив реставраторов мастерской И.Э. Грабаря» [4]. М. Чуракова отмечает, что в работе принимали участие Н.И. Плеханов, А.А. Федоров, С.Я. Бабакин. Именно С. Бабакин в 1960 г. провёл повторную дублировку росписи. А из дневника С. Чуракова узнаем, что консультации и советы давали маститые специалисты И.Э. Грабарь и П.Д. Корин.
Лишь в 1969 г. композиция художника М.А. Врубеля была возвращена на прежнее место в Кирилловской церкви.
Последняя монументальная композиция, выполненная Михаилом Врубелем на стене погребальной ниши, спасённая реставраторами от разрушения, перенесённая на новую холстовую основу теперь является станковой работой, т.е., по сути, картиной.
В 1998 г. киевский реставратор А. Остапчук провёл очередную реставрацию - закрепил живопись и очистил её от загрязнений. Именно благодаря профессиональной работе реставраторов, стараниям музейных сотрудников ныне мы имеем возможность наслаждаться без преувеличения гениальным творением великого мастера.
Возле ниши аркасолии, в которой экспонируется «Надгробный плач» установлена скульптура, изображающая сидящего Врубеля. Автор, скульптор Валиев, с невероятной выразительностью сумел передать творческую натуру великого художника. Лёгкий наклон головы, передающий сосредоточение мысли, напряжённо сжатые руки, жаждущие созидания, кажется натянутая, как струна, аристократическая фигура мастера, всё свидетельствует о колоссальном творческом порыве.
И композиция «Надгробный плач» и скульптурный портрет М. Врубеля и другие исторические, архитектурные, живописные памятники Кирилловской церкви, включая и саму её, являются уникальными реликвиями поклониться и познакомиться с которыми идут и едут почитатели духовного и прекрасного со всего мира.
ЛИТЕРАТУРА
1. Прахов Н.А. Страницы прошлого: очерки-воспоминания о художниках.
К., 1958. С.100
2. Яремич С.П. Михаил Александрович Врубель: жизнь и творчество. М., 1911 С. 55
3. М.С. Чуракова Степан Сергеевич Чураков и его реставрация настенной композиции М.А. Врубеля «Надгробный плач» Кирилловской церкви Києва // Научно-информационный сборник Материальная база сферы культуры. Вып. 2, М., 2003 г. С. 55-65
4. Архив семьи С.С. Чуракова. Черновики тезисов доклада «Опыт перевода росписи М.А. Врубеля и основы перевода монументальной живописи на холст в аналогичных условиях»
В нартексе Кирилловского храма, в одной из пустующих ныне погребальных ниш, находится произведение, которое сам художник Врубель в последние годы жизни считал наилучшим. Это знаменитая “Пьета” или “Надгробный плач”. “Надгробный плач” последняя монументальная композиция, исполненная Врубелем в Кирилловском храме.
Со всех концов мира едут в Кирилловскую церковь почитатели таланта художника М. Врубеля, особый, неподдельный интерес вызывает его монументальная роспись «Надгробный плач». Это произведение на сакральную тематику настолько впечатляет эмоционально, создаёт особое духовное состояние, благоговение, хранит память о подвиге Спасителя, что вполне может рассматриваться, как чтимая христианская реликвия.
Николай Прахов – сын профессора Адриана Прахова руководителя реставрационных работ в Кирилловской церкви в 80-х годах ХІХ ст. рассказывает историю создания этого произведения: « В одном из писем к моему отцу Михаил Александрович просил его зайти к нему на дом, на Малую Житомирскую улицу, чтобы посмотреть четыре эскиза и выбрать наиболее подходящий для исполнения на стене. Вероятно, отец был чем-нибудь занят и не мог навестить художника Врубеля в ближайшие дни, тогда он сам выбрал лучший, по его мнению, вариант и написал его на стене, без грунтовки, прямо по старой побелке. Когда отец заехал в Кирилловскую церковь, Михаил Александрович встретил его такими словами: «Адриан Викторович, я знал, что Вы очень заняты и оттого до сих пор не имели времени побывать у меня. Решил, что в Кирилловскую церковь, наверное, скоро заедете – вот и написал лучший, по моему мнению, эскиз прямо на стене. Потом, если одобрите, перепишу». « Да какой же это эскиз, Михаил Александрович?! Это великолепное, вполне законченное художественное произведение! Больше ничего к нему не надо добавлять и переделывать!»… [1, 100]. Врубель, повинуясь указанию Прахова, ничего не переделывал, сохранив произведение в первоначальном виде.
Как следует из рассказа Николая Прахова, Врубель исполнил четыре подготовительных эскиза для выполнения Надгробного плача, тогда как огромную композицию «Сошествие святого Духа на апостолов», созданную им на своде хор Кирилловской церкви, он писал без единого эскиза и картона. Этому есть объяснение - на хорах храма, к ХІХ столетию, в отличии от первого этажа, практически не сохранилась древняя фресковая живопись и там мастер мог работать без оглядки на каноны древней живописи, без сдерживающих его рамок. Осмысливая сюжет и стиль композиции для древней погребальной ниши нартекса Кирилловского храма, художник Врубель - ярчайший представитель модерна ХІХ ст., оказался перед сложнейшей задачей – перевоплотиться в художника древности, разгадать забытые тайны и законы мастеров ХІІ века. Главный закон древнерусской монументальной живописи – это синтез росписи с архитектурой христианского сакрума. В ХІХ в., в период кризиса церковной монументальной живописи, когда художественные приёмы средневековых живописцев были безвозвратно утрачены Врубель сумел для себя открыть эти законы, переосмыслить и доказать их понимание в своём безусловном художественном шедевре – композиции «Надгробный плач». Автор выбирает сюжет созвучный назначению погребальной ниши – аркасолии – оплакивание усопшего Христа. Композиция чрезвычайно лаконична и сурова: три ангела с поникшими крыльями склонились над умершим Христом, оплакивая его кончину. Линии фигур ангелов мелодично плавно перетекают одна в другую, создавая полукруг, логично повторяя полукруг ниши аркасолия. Горизонтально расположенное тело Спасителя подчеркивает линию основы ниши. Подобное решение великолепно синтезирует живопись с архитектурным пространством, подтверждая понимание Врубелем главного закона деревней сакральной монументальной живописи.
Ангелы в «Надгробном плаче» в отличие от апостолов, изображённых в «Сошествии святого Духа» не моделированы, не объёмны, но решены графическим приемом, их фигуры плоскостные, статичные отвечающие древним стенописным приёмам. Выполняя композицию в лучших традициях древнерусской живописи, художник Врубель, всё же привносит в работу своё видение, своё понимание момента, используя дар изумительного колориста - охристо-оливковая цветовая доминанта композиции контрастирует с темно-синем фоном грозового неба – предвестника и свидетеля страшного трагического события.
“Пьета” - не просто стилизация под старину, в произведении присутствует неповторимый врубелевский лиризм, пафос трагедии в соединении с торжественным царственным покоем. В 1901 г., посетив Кирилловскую церковь, Врубель обратившись к своей любимой работе – „Надгробному плачу”, сказал: „Вот к чему, в сущности, я должен был вернуться” [2, 55]. Вероятно, он имел в виду возвращение к работе над христианском искусством, к росписям стенного пространства храмов.
Как указано выше, красочный живописный слой композиции был нанесен непосредственно на стену, без специального, необходимого в таких случаях, подготовительного грунта. Досадный технический недостаток оказался проблемным, работу неоднократно реставрировали. Со временем все сожалели, что Врубель написал свой шедевр на старой штукатурке без необходимой подготовительной грунтовки: краска начала лущиться и осыпаться. Перед самой войной было принято решение спилить изображение (красочный слой) со стены и закрепить на металлической основе. Однако, как планировалось, осуществить закрепление красок не удалось из-за начала Великой Отечественной войны. Лишь в 1947 г. когда состояние росписи стало угрожающим, по инициативе Игоря Эммануиловича Грабаря в Киев были направлены художники-реставраторы Всесоюзного художественного научно-реставрационного центра - заведующий отделом «новой живописи» Николай Иванович Плеханов и Степан Сергеевич Чураков. [3, ].
Дочь С.С. Чуракова - М.С. Чуракова, исследовав дневники отца, рассказывает о том, что в Киев реставраторы приехали поздней осенью, шли дожди, в церкви было очень холодно и влажно. В том месте, где находилась монументальная роспись, более всего скапливалась влага, красочный слой осыпался. Реставраторы произвели фотофиксацию композиции и приняли решение укрепить монументальную роспись, чтобы не утратить красочный слой [3]. На первом этапе было выполнено «покрытие через пульверизатор слабым раствором уксусной кислоты (для смягчения красочного слоя), выравнивание краёв чешуек красочного слоя и грунта, заклейка красочного слоя росписи» [4]. Однако это укрепление дало только временный эффект. Когда через год реставраторы вновь приехали в Киев, то они обнаружили, что «результатом заклейки живописи явилось частичное отделение штукатурного слоя от кирпичной кладки стены, что и было установлено простукиванием» [4].
Так как ни один из предложенных вариантов реставрации росписи на стене не мог гарантировать её сохранность, реставраторы приняли решение снять слой живописи со стены и перевести на новое основание. Такой вариант реставрации позволял не только сохранить памятник, но экспонировать его в будущем в любом месте.
« К снятию росписи было трудно подступиться, мешала ниша. Да и размеры композиции были большие 146 х 215 см. Мы тщательно готовились к этой операции. Красочный слой был заклеен папиросной бумагой, поверх которой наклеили ещё слой марли. Такая предосторожность была необходима при отделении росписи от стены. В размер росписи мы изготовили щиток, оббитый байкой. Щиток имел ограничитель на глубину траншеи вокруг росписи. Снимали роспись при помощи длинных ножей. Они – длинные и гибкие. Снизу начали отделять штукатурку от стены. Работа шла очень хорошо до середины куска, потом стало опасно, что её оторвёт собственной тяжестью, и мы подпустили фанерный щит. Щит с козырьком плотно прижимается к живописи. Так, что козырёк входил на всю глубину траншеи в штукатурке. Снялась роспись очень хорошо. Вместе со щитом мы положили снятую монументальную роспись на пол. Нами была удалена штукатурка до масляного подмалёвка. Потом были изготовлены два паркетированных щита, обтянутых байкой, между которыми живопись была зажата и свинчена. Вся остальная работа проводилась в Москве. В ней принимал участие коллектив реставраторов мастерской И.Э. Грабаря» [4]. М. Чуракова отмечает, что в работе принимали участие Н.И. Плеханов, А.А. Федоров, С.Я. Бабакин. Именно С. Бабакин в 1960 г. провёл повторную дублировку росписи. А из дневника С. Чуракова узнаем, что консультации и советы давали маститые специалисты И.Э. Грабарь и П.Д. Корин.
Лишь в 1969 г. композиция художника М.А. Врубеля была возвращена на прежнее место в Кирилловской церкви.
Последняя монументальная композиция, выполненная Михаилом Врубелем на стене погребальной ниши, спасённая реставраторами от разрушения, перенесённая на новую холстовую основу теперь является станковой работой, т.е., по сути, картиной.
В 1998 г. киевский реставратор А. Остапчук провёл очередную реставрацию - закрепил живопись и очистил её от загрязнений. Именно благодаря профессиональной работе реставраторов, стараниям музейных сотрудников ныне мы имеем возможность наслаждаться без преувеличения гениальным творением великого мастера.
Возле ниши аркасолии, в которой экспонируется «Надгробный плач» установлена скульптура, изображающая сидящего Врубеля. Автор, скульптор Валиев, с невероятной выразительностью сумел передать творческую натуру великого художника. Лёгкий наклон головы, передающий сосредоточение мысли, напряжённо сжатые руки, жаждущие созидания, кажется натянутая, как струна, аристократическая фигура мастера, всё свидетельствует о колоссальном творческом порыве.
И композиция «Надгробный плач» и скульптурный портрет М. Врубеля и другие исторические, архитектурные, живописные памятники Кирилловской церкви, включая и саму её, являются уникальными реликвиями поклониться и познакомиться с которыми идут и едут почитатели духовного и прекрасного со всего мира.
ЛИТЕРАТУРА
1. Прахов Н.А. Страницы прошлого: очерки-воспоминания о художниках.
К., 1958. С.100
2. Яремич С.П. Михаил Александрович Врубель: жизнь и творчество. М., 1911 С. 55
3. М.С. Чуракова Степан Сергеевич Чураков и его реставрация настенной композиции М.А. Врубеля «Надгробный плач» Кирилловской церкви Києва // Научно-информационный сборник Материальная база сферы культуры. Вып. 2, М., 2003 г. С. 55-65
4. Архив семьи С.С. Чуракова. Черновики тезисов доклада «Опыт перевода росписи М.А. Врубеля и основы перевода монументальной живописи на холст в аналогичных условиях»
Кирилловская церковь. Художник Врубель. Монументальная роспись