Марголина И., Ульяновский В.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СУДЬБА КОЛОКОЛЬНИ КИЕВСКОГО КИРИЛЛОВСКОГО МОНАСТЫРЯ
Сегодня, когда в Украине активно восстанавливаются разрушенные культовые памятники, встал вопрос и о восстановлении колокольни бывшего Кириллловского монастыря. Это послужило поводом еще раз обратиться к ис-торической судьбе этого сооружения, его первоначальной архитектуре и результатам перестроек. Колокольня киевского Кирилловского монастыря считается одним из лучших творений известного украинского архитектора И. Григорови-ча-Барского(рис. 1). Это сооружение стало приме-ром архитектурного новаторства. Оригинальность, новаторство этого архитектурного типа для Киева состояли в комбинировании над-вратной церкви с колокольней. Ко-локольня, построенная в ХVІІІ в., органически вписалась в монас-тырский архитектурный ансамбль и стала его доминантой.
Григорович-Барский также внёс определённые изменения во внеш-ний архитектурный облик монас-тыря. Кроме колокольни, по его про-екту были построены въездные во-рота с фланкирующими башнями и каменная стена. Многочисленные исследовате-ли, обращаясь к творчеству Григоро-вича-Барского, указывали на то, что кирилловская колокольня была первым творением архитектора, по-строенным в1760 г.
О том, что колокольня была архитектурным первенцем Григорови-ча-Барского, отмечено в известной эпитафии, составленной самим архи-тектором: „первую церковь сделал в Кир

ном–каменных дел мастером. Действительно, на шиферной доске (рис. 2), которая хранится в южной нише нартекса Кирилловской церкви, есть надпись о том, что построенный храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы“йждевеніє Їгумена Троєцко-Кирилловскє обите-ли Феофана Жолтовського... 1760 года делал мастер... мещанін... Иван Григорьевич”. Впоследствии он, как и его знаменитый брат, получает двойную фамилию— Григорович-Барский. Вероятно, именно эту камен-ную доску с вышеприведенной надписью упоминают исследователи, ука-зывая на то, что находилась она во втором ярусе кирилловской колоколь-ни при входе в церковь Пресвятой Богородицы.
Опираясь на указанную в надписи дату, построение колокольни определяют1760-м годом. Наряду с этим автор статьи „Кирилловская обитель” Л. Зимин отмечает: “Колокольня каменная, трехъярусная, 1748 году построена”.
По ошибке указывая эту дату, исследователь, на-верное, опирается на известный факт о том, что ремонтно-реставрацион-ные работы в Кириллловском монастыре под руководством И. Григоро-вича-Барского велись в1748–1749 гг. Ссылаясь на архивные документы Киевской духовной консистории, исследователь М. Дегтярёв отмечает, что строительные работы по проекту и под руководством Григоровича-Барского осуществляли не до1760 г., а позднее— в70-х годах.
По наше-му мнению, дата1760 г., скорее всего, относится не столько к построению самой колокольни, сколько к устройству на втором ее этаже Кирилловской церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Архивные документы свиде-тельствуют о том, что 18 мая1778 г. кирилловский архимандрит Кирилл попросил митрополита Гавриила освятить церковь при колокольне и дать для неё антиминс. Торжественное освящение Благовещенской церкви и самой колокольни состоялось 20 мая1778 г.
По-видимому, эту дату и следует считать завершением строительства и окончательного упорядочения кирилловской колокольни. О первоначальном виде кирилловской колокольни дает представле-ние рисунок, помещенный в „Обозрении Киева в отношении к древностям” (рис. 3). А о строительном материале из архивных источников из-вестно, что построена колокольня из кирпича, изготовленного на заводе самого автора проекта— Григоровича-Барского. В1770 г. в период игуменства в Кирилловском монастыре отца Ам-филохия был сооружен купол Благо-вещенской церкви. Интересно отме-тить, что “при церкви” удалось обна-ружить(вероятно, священнику Ки-рилловской церкви Петру Орлов-скому) рисунок колокольни с над-писью“С Божиею помощию по сему рисунку купол под смотрением отца наместника Нафанаила строением производил1769 года сентября 27 Игумен Амфилохий”.
8 Эти сведения дополняют историю сооружения зна-менитого барочного шедевра. Экстерьер памятника, его инте-реснейшие барочные украшения де-тально описаны в статье известного исследователя архитектуры Н. Хо-лостенко: “По соотношению основ-ных масс и их пропорций колоколь-ня имеет типичный для барокко низкий первый цокольный этаж, от которого идут стройные массы башни и боковых шестигранных частей. Шестигранность боковых частей и сре-занность углов верхней части башни придаёт массам башни определен-ную мягкость и обтекаемость воздухом и солнцем. Стройность и вытяну-тость всех частей подчеркивается стройными и очень вытянутыми пи-лястрами второго этажа, которые переходят в верхнем этаже в пучки ко-лонн. Силуэт ее хорошо связан с колоритом окружающего пейзажа, с вы-сокими деревьями и стройными тополями".
Объединение тонкого и мастерского профилирования карнизов с элементами, идущими от украинского барокко первой половины ХVІІІ в. (например, довольно массивные и простые наличники окон), а также
влияние современной русской барочной архитектурной школы Растрелли создают архитектурную физиономию сооружения. Из элементов, широко распространённых в украинском барокко и потом широко применяю-щихся в массовой городской и сельской архитектуре, Григорович-Барский применил ниши-филенки в базах пилястр, колонн, а также на изгороди. Признаки связи с народной архитектурой проявились в изгороди иособенно в интересных воротах, которые композиционно совершенно вер-но сделаны в больших и рельефных формах, нежели сама башня. Само

углом частей стены, тоже есть характерным для монастырских оград украинской архитектуры конца ХVІІ и начала ХVІІІ столетий(Лавра, Новгород-Северский, Спасский монастыри, Софийское подворье и т.д.)
В штукатурных, а особенно в лепных работах, привлекает внимание четкость профилирования, элегантность профилей и твердое, уверенное прочерчивание всех деталей. В этих же деталях нужно отметить наличие
немного натуралистически трактованных цветов, которые являются од-ной из характерных особенностей западноевропейской архитектуры с середины ХVІІІ в. Нужно также отметить живописно трактованный и почти графически выполненный лепной орнамент фриза первого этажа, в трактовке которого сказалось влияние мотивов китайского искусства, что является характерной чертой архитектуры ХVІІІ в. Это влияние так-же заметно и в характере трактовки трансформированных гирлянд на капителях пилястр. Все эти моменты, особенно в единстве с орнамента-цией в виде завесочек-фестончиков, присущих западноевропейской архи-тектуре(Франция— эпоха Людовика ХІ) для внутреннего оформления интерьеров, здесь перенесены в своеобразно трактованной форме в над-ворную архитектуру. Кроме того, сама трактовка этой орнаментики и ар-хитектурной декорации вообще(пропорции пилястр, их распределение и т.п.) имеют некоторый католический оттенок, происходящий от архи-тектуры костелов. Сложность всего этого конгломерата стилевых влия-ний, которую мы видим в архитектуре колокольни Кириллловского монас-тыря, вообще присуща творчеству Ивана Григоровича-Барского в целом.”
В дополнение к описанию экстерьера отметим, что в1775 г. “зигармей-стер” Федор Туровский изготовил часы на колокольню, которые в1782 г. уже подлежали ремонту. Резной иконостас Благовещенской церкви в коло-кольне выполнил мастер Андрей Белецкий. 11Полностью иконостас с икона-ми был готов в начале1778 г.: ”иконостас и протчое писанием иконописным церковным благолепием убрано и на обычном месте поставлено”.
Отрывочные сведения об интерьере черпаем из малоизвестной статьи-очерка1909 г. исследователя Л. Зимина, в которой рассказывается о прогулке–посещении им бывшего Кирилловского монастыря. И бук-вально несколько слов о колокольне. Он отмечает, что с обеих сторон к со-оружению примыкали пристройки с помещениями, приспособленными под жилье. В одной из них находились ступеньки, ведущие на второй ярус, где после реорганизации монастыря в больницу размещалась апте-ка. Вторые ступеньки вели к верхней части второго яруса, где Зимин на-шел„изящный крест с распятием”, по его мнению,– ХVІ в. Второй ярус завершался каменным сводом. К третьему— вели узкие ступеньки в сте-не. Полы в колокольне были выложены чугунными плитами. Еще были деревянные ступеньки наверх в колокольне, откуда, вне сомнения, открывался замечательный вид на дорогожицкие просторы.
В1849 г. от удара молнии сгорели верхние этажи колокольни и ку-пол со шпилем. Появилась проблема восстановления кирилловской коло-кольни. Это восстановление пытался начать священник Кирилловской церкви отец Петр Орловский. Согласно архивным данным, П. Орловский повёл все дело через епархиальную власть, хотя Кирилловская церковь к тому времени уже принадлежала“Приказу общественного призрения” и находилась на его балансе. С подачи священника15 сентября1858 г. епископ Чигиринский Антоний сообщал генерал-губернатору Иллариону Илларионовичу Васильчикову, что Кирилловская церковь и колокольня “находятся в крайнем запустении и требуют немедленной починки”. Осо-бенно это касалось колокольни, которая еще в1852 г. сильно пострадала от пожара: “и в самом деле представляет вид безобразный: своды церков-ные угрожают разрушением и делают опасным богослужение в ней”. В этом представлении епископ, со слов Орловского, жаловался, что пожар вообще произошел по вине работников лаборатории по изготовлению ле-карств, размещенной в помещениях колокольни, а потому настаивал, чтобы аптеку там больше не размещали. В октябре1858 г. Васильчиков передал дело в Хозяйственный департамент МВД вместе с проектом работ как в Кирилловской церкви, так и в колокольне. Киевский “Приказ общественного призрения” решил для начала “оправдаться”, чтобы и в дальнейшем использовать здание колокольни для своих нужд. 24 декабря1858 г. чиновники докладывали генерал-губернатору: пожар28 июня1852 г. произошёл“от громового удара”, когда сгорел купол колокольни, но не от работ в лаборатории. Для ее ремонта была составлена довольно значительная смета— в11980 руб. Ради выполнения проектных работ была поднята документация из истории сооружения, планирования и неоднократных ремонтов коло-кольни и церкви. Именно тогда была найдена шиферная доска с надписью при входе в надвратную Благовещенскую церковь, которая удостоверяла дату сооружения Благовещенской церкви в1760 г. в период игуменства Феофана Жолтовского. Напомним, что эта шиферная доска до сих пор сохраняется в музее“Кирилловская церковь” и является одним из самых ценных его экспонатов. Впрочем, приказные чиновники больше сосредоточились на обстоятельствах пожара28 июня1852 г. В справке они отмечали, что пожар произошел от молнии, которая попала прямо в купол на колокольне: огонь дошел до сводов, где помещалась аптека, все купола расплавились и крест также сильно пострадал. С того времени(1852) и до1858 г. здание находилось в таком ужасном состоянии. Поскольку выгорел, главным образом, верхний этаж с колоколами (некоторые из них действительно расплавились), а нижние почти не пострадали, то это удостоверяло движение пожара сверху, т.е. действительно, от молнии.
Приказ отмечал, что смета на восстановление и ремонт колокольни в 11980 руб. 2 коп. завышена. Кроме того, нет особой необходимости в допод-линном восстановлении предыдущего сооружения: колокольня возводи-лась для уже не существующего монастыря и была построена довольно поздно, теперь для церкви она не нужна, для больницы также от нее мало пользы и выбрасывать на нее такие деньги нецелесообразно. Приказ пред-лагал колокольню разобрать и материалы использовать для строительст-ва, необходимого для больницы, амбулатории, морга, аптеки и т.д., а коло-кольню устроить в виде навеса под железной кровлей на четырех столбах. Однако генерал-губернатор Васильчиков под влиянием“просвещен-ной публики” и церковных деятелей больше склонялся к тому, чтобы ко-локольню сохранить, но максимально приспособить ее помещения для нужд больницы и поручить это дело попечителю больницы, известному архитектору А.В. Беретти– младшему.
Приказ общественного призрения поставил условие: если колоколь-ня восстанавливается на его средства, то она, соответственно, должна ис-пользоваться на нужды больницы. Для этого планировалось в колоколь-не устроить цейхгаузы(склады) имущества: на стенах закрепить закры-тые полки в виде шкафов, встроить решетки на окна, поставить новые двери с запорами— это помещение не будет нуждаться в отоплении и, следовательно, пожар не возникнет. Аптека же была помещена в колокольню лишь в1840 г., когда расширялась больница и аптеку из ее корпуса временно перенесли(лаборатория заняла первый этаж, а
собственно аптека— помещение церкви. Верхний этаж с колоколами остался незанятым).
29 мая1859 г. Киевский приказ докладывал Васильчикову, что Берет-ти считает невозможным устроить в колокольне необходимые для больницы пункты, особенно те, что требуют отопления, а лишь склады. Поскольку же в историческом смысле колокольня “ничего не представляет и в архитектур-ном не заслуживает никакого внимания”, а для восстановления ее нужны колоссальные деньги, то лучше ее разобрать(л. 24–24 об.). Чиновники, опи-раясь на авторитет Александра Беретти, указывали, будто лишь от разо-бранного кирпича можно сэкономить8000–8500 руб., а за другой мате-риал— до1000 руб. И на эти деньги и средства на реконструкцию колоколь-ни(всего19000) можно построить новое, полезное для больницы здание(л. 25). Этот приговор для того времени совсем не выглядел так цинично, как сейчас: изучение украинского барокко не проводилось, Григорович-Барский еще не был знаменитостью, а колокольня находилась в таком жалком состоянии, что увидеть в ней шедевр было очень сложно.
Однако за колокольню вступился Киевский митрополит Арсений (Москвин), сообщивший Васильчикову, что“находит неприличным ло-мать колокольню при Кирилловской Троицкой церкви, нужную для оной,
и что можно в упрощенном виде поправить ее за счет церковной суммы, которой при сей церкви имеется до3089 руб. 79 коп.” (л. 38–38 об.). Слово митрополита оказалось решающим! Генерал-губернатор28 августа 1859 г. приказал приостановить проект разборки колокольни и использо-вания ее материалов для зданий. 14 января колокольню осмотрел киевс-кий губернский архитектор М.С. Иконников. Он установил, что главная задача ремонтных работ состоит в восстановлении кровли, так как все стены с карнизами, пилястрами и другими украшениями сохранены; с целью экономи он предлагал медный(по смете) крест заменить желез-ным с покраской и золочением. По подсчетам Иконникова, общая сумма восстановления должна была составлять5315 руб. 36 коп. (а с инструмен-тами— 5410 руб. 66 коп.). Кроме того, на приспособление помещений под нужды больницы(цейхгауза)– еще747 руб. 80 коп. Делу восстановления колокольни воспрепятствовало... открытие древних фресок в Кирилловской церкви. Сигнал об этом подал свя-щенник Кирилловского храма отец Петр Орловский29 мая1860 г. Пока длились эти дебаты, новый сильный ураган2 августа1861 г. значительно ухудшил состояние колокольни: стали разрушаться верхние ярусы, откуда началось падение кирпича. Впрочем, все это не ускорило проведение ремонтных работ. С другой стороны, отреагировали городская власть и подольские купцы: Киевский городской голова и некоторые куп-цы предоставили на восстановление колокольни бесплатно ряд материалов. Митрополит Арсений, со своей стороны, добился от Св. Синода раз-решения использовать из церковной суммы1500 руб. для восстановления купола. В конце концов, для проведения ремонтных работ был организо-ван Комитет во главе с Бредихиным, начавший работу в марте1865 г. Из сметы1865 г. становится известно, что купол с железным покры-тием и вызолоченным крестом на шаре(стоимость3 тыс. руб.) всё-таки был восстановлен. Документ подписан священником Иоанном Правико-вым. Реставрированная из кирпича, произведенного на киевских заво-дах, колокольня почти не изменила своего первоначального стиля В 1929 г. Кирилловская церковь была объявлена государственным историко-культурным заповедником. Тогда с монастырских ворот сбили российский герб и иконы и водрузили вывеску с названием заповедника.
В начале октября1930 г. Всеукраинский археологический комитет под-нял вопрос о создании в кирилловской колокольне Музея Григоровича-Барского. Тогда же возникла идея перенести сюда замечательный иконо-стас XVIII в. из Петропавловской церкви Межигорского монастыря, по-скольку он был создан по проекту Ивана Григоровича-Барского. Это был двухъярусный с синим фоном позолоченный барочный иконостас. Однако на заседании Всеукраинского археологического комитета академик О.П. Новицкий выступил против этого переноса, поскольку разборка и перевозка шедевра могли повредить его. Эту позицию поддержали архи-текторы В.А. Бессмертный, А.В. Кобелев и историк В.М. Базилевич.

Музей Григоровича-Барского в кирилловской колокольне так и не был устроен. В ней разместили художественные фонды Кирилловского музея, мастерские, канцелярию и квартиру директора музея А. Александрова.
Однако весной 1936 г., когда храмы Киева в массовом порядке уничтожались, директор Кирил-ловской больницы Гальперина на-чала добиваться разрешения снести колокольню Григоровича-Барского с целью использовать ее кирпич и другие строительные материалы для нужд больницы. 23 июня 1936 г. Киевский городской совет такое раз-решение предоставил. Директор му-зея Александров противодействовал этой акции вандализма. Однако де-ло было уже решенное, и оно отве-чало общей политике агрессивно-атеистического государства. Ломать колокольню начали 3 июля1936 г. (рис. 4). Александров не выселялся из своей квартиры и не переместил другие музейные учреждения. За-щищая шедевр украинского архи-тектора, он снова и снова добивался приёма в президиуме горсовета. Это лишь на неделю отодвинуло трагедию. 9 июля работы по разрушению ко-локольни возобновились. Но раствор так крепко скрепил кирпич, что разобрать колокольню на отдельные кирпичи было просто невозможно.
Тогда решили поступить иначе: начали разбирать каменный забор вокруг ворот и колокольни. С ними было немного легче, но конструкции были настолько крепкими, что разборка продолжалась очень долго.
Лишь11 ноября 1939 г. Александров с семьей был едва не силком выдво-рен со второго этажа колокольни. А шедевр Григоровича-Барского, кото-рый не удалось разобрать на стройматериалы..., был взорван динами-том.
Конечно, в этом случае ни о каком использовании кирпича в даль-нейшем не могло быть и речи. Это было сделано с другой целью— унич-тожить церковь-колокольню, а с ней и еще один шедевр украинского барокко, как явления “церковщины” и проявления “национализма”.
В мае1929 г. уникальные здания Кирилловского монастыря, вклю-чая и колокольню, как уже упоминалось, были объявлены архитектурно-историческим заповедником, который должен был охраняться государст-вом. Однако, по иронии судьбы, тоже в мае, но в 1936 г., по решению пра-вительства, колокольню разобрали. Так завершилась печальная судьба одной из лучших, драгоценнейших жемчужин из архитектурного оже-релья Ивана Григоровича-Барского. От ограды Григоровича-Барского сохранилась башенка, в которой в своё время вновь планировали устроить музей Григоровича-Барского. И башенка, и колокольня, если они будут реставрированы и восстановлены, пе-рейдут в ведение Свято-Кирилловской парафии Московского патриархата…
Примечания
Киевские летописные заметки ХVІІІ и ХІХ ст.: из приписок к подлиннику путе-шествия Василия Григоровича-Барского// КС. 1884. №4. С. 688–689.
Іваненко В., Камінський О. Загадка старовинного рукопису// Україна: Наука і культура. К., Вип. 21. С. 285. 3Сементовский Н. Киев— его святыни, древности, достопримечательности. К., 1864.
С. 227–230; Эрнст Ф. Киев. Проводник, К., 1930, С. 649; Холостенко Н.В. Иван
Григорович-Барский— зодчий Киева ХVІІІ ст. // АРУ, 1940, №11. С. 40–47.
Зимин Л. Кирилловская обитель// Киевлянин, 1909, №238.
Дегтярев М. Муравного дела мастера// Пам’ятки України, 1985, №3. С. 44–45. 6ЦГИАУК. Ф. 127, оп.154, ед. 2, л. 1–1 об.
Обозрение Киева в отношении к древностям, изданное по Высочайшему соизво-лению киевским гражданским губернатором Иваном Фундуклеем. К., 1847. 8ЦГИАУК. Ф. 127, оп. 89, ед. 248, л. 1–95.
Холостенко Н.В. Иван Григорович-Барский— зодчий Киева ХVІІІ ст. // АРУ,
1940, №11. С. 40–47. 10ЦГИАУК. Ф. 127, оп. 154, ед. 20, л. 23, 25, 26 об., 28, 29–29 об.; ед. 28, л. 5.
Там же. Ед. 20, л. 23, 26 об, 28–29.
Там же. Ф. 127, оп. 172-а, ед. 27, л. 1.
Зимин Л. Кирилловская обитель// Киевлянин, 1909, №238.
ЦГИАУК. Ф. 127, оп. 89, ед. 248, л. 1–95.
ГАКО. Ф. 2412, оп.2, ед. 257, л. 18–19.
ГАКО. Ф. 2412, оп.2, ед.258, ед. 1–40, ед. 259, л. 1–40, ед. 260.
Іваненко В., Камінський О. Загадка старовинного рукопису// Україна: Наука і культура. К., Вип. 21. С. 285. 3Сементовский Н. Киев— его святыни, древности, достопримечательности. К., 1864.
С. 227–230; Эрнст Ф. Киев. Проводник, К., 1930, С. 649; Холостенко Н.В. Иван
Григорович-Барский— зодчий Киева ХVІІІ ст. // АРУ, 1940, №11. С. 40–47.
Зимин Л. Кирилловская обитель// Киевлянин, 1909, №238.
Дегтярев М. Муравного дела мастера// Пам’ятки України, 1985, №3. С. 44–45. 6ЦГИАУК. Ф. 127, оп.154, ед. 2, л. 1–1 об.
Обозрение Киева в отношении к древностям, изданное по Высочайшему соизво-лению киевским гражданским губернатором Иваном Фундуклеем. К., 1847. 8ЦГИАУК. Ф. 127, оп. 89, ед. 248, л. 1–95.
Холостенко Н.В. Иван Григорович-Барский— зодчий Киева ХVІІІ ст. // АРУ,
1940, №11. С. 40–47. 10ЦГИАУК. Ф. 127, оп. 154, ед. 20, л. 23, 25, 26 об., 28, 29–29 об.; ед. 28, л. 5.
Там же. Ед. 20, л. 23, 26 об, 28–29.
Там же. Ф. 127, оп. 172-а, ед. 27, л. 1.
Зимин Л. Кирилловская обитель// Киевлянин, 1909, №238.
ЦГИАУК. Ф. 127, оп. 89, ед. 248, л. 1–95.
ГАКО. Ф. 2412, оп.2, ед. 257, л. 18–19.
ГАКО. Ф. 2412, оп.2, ед.258, ед. 1–40, ед. 259, л. 1–40, ед. 260.