ФРЕСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ
Ценнейшее сокровище Кирилловского храма –
его уникальная настенная живопись.
Монументальные росписи памятника имеют
многовековую и интересную историю,
отображающую этапы развития Руси-Украины.
В ХІІ в. стены Кирилловского храма были расписаны в технике фрески, соответственно иконографическим канонам. В ХVІІ в. фресковая живопись храма была частично возобновлена темперными красками. В ХVІІІ в., во время ремонта стены храма не расписали, лишь поштукатурили и побелили.
В 80-х гг. ХІХ в. в церкви осуществлялись реставрационные работы под руководством профессора Петербургского университета, известного искусствоведа А. Прахова. Тогда же из-под многовековых наслоений штукатурки и живописи была открыта уникальная древнерусская стенопись. Но вскоре фрески возобновили масляными красками. В 70-х годах ХХ в. в музее “Кирилловская церковь” проводились масштабные реставрационные работы по открытию фрески из-под масляных записей ХІХ в. Эту сложную и кропотливую работу под руководством П. Редько осуществлял коллектив реставраторов, в который входили такие известные специалисты, как О. Лисаневич, А. Остапчук, О. Коваленко и др. Благодаря их усилиям, было профессионально открыто свыше 800 кв. м. фресок. В местах, где фреска не сохранилась, были оставлены масляные росписи ХІХ в.
ФРЕСКИ
Фресковый ансамбль церкви отличается удивительной
целостностью, художественным совершенством, оригинальностью.
Расположение сюжетов фресок отвечает разработанной Церковью каноничной схеме небесной иерархии. В простенках окон барабана купола расположены монументальные фигуры двенадцати апостолов. На парусах (архитектурных сферических треугольниках, за счет которых осуществляется переход от круглого барабана к подкупольному квадрату) написаны четыре евангелиста. Лучше всего сохранилось изображение евангелиста Марка на юго-западном парусе.
На центральных подпружных арках в круглых и квадратных медальонах изображены сорок севастийских мучеников, которые, словно столпы христианской веры, поддерживают барабан купола - символ сферы небесной. В центральной апсиде - фигура Богородицы Оранты с молитвенно воздетыми руками. Большая часть фигуры - масляная живопись ХІХ в., от фрескового изображения сохранились края голубого хитона и подиум, на котором она стоит. Под Орантой размещена фресковая композиция “Евхаристия” – сцена причащения апостолов.
Под “Евхаристией” расположена композиция “Святительский чин” или “Поклонение жертве”. Здесь фигурируют образы Отцов христианской Церкви. Изображение вселенских учителей можно видеть и ниже, в девяти круглых медальонах.
На столбах триумфальной арки, в среднем горизонтальном регистре, расположена фресковая композиция “Сретение”. На северном алтарном столбе изображено святое семейство – Иосиф и Мария с маленьким Христом на руках. Они направляются к храму. Поражает мастерством исполнения образ Симеона-Богоприимца. Перед зрителем предстает почтенный старец в бледно-голубом хитоне, согбенную спину которого укрывают локоны седых волос, морщины на лице выписаны плавными утонченными мазками; руки покрыты покровом, на который он собирается принять святого младенца.
Под сценой “Сретение” - монументальные фигуры апостолов Петра и Павла – наместников Церкви земной. На северной стене трансепта размещена композиция “Облачное Успение Богородицы”. Особенностью этого сюжета является изображение апостолов с ангелами на облаках, на которых они со всех концов света направляются в Иерусалим на погребение Богородицы. На противоположной, южной стене трансепта, на большой площади написана композиция “Рождество Христово”, знаменующая приход в мир Спасителя.
Огромный интерес вызывает уникальный фресковый цикл южной апсиды. Это яркие детализированные житийные сцены Александрийских епископов Кирилла и Афанасия, сцены, которые не имеют аналогов в древних памятках византийско-балканского круга.
Всего на стенах южной апсиды исполнено 16 житийных сцен, в технике фресковой живописи из них сохранилось двенадцать – “Кирилл пишет заповедь Божью”, “Кирилл учит царя”, “ Кирилл учит в соборе”, “Богородица благословляет Кирилла и Афанасия” и прочие.
Особый интерес представляет сцена “Кирилл поучает царя”. Привлекает внимание изображение царя в полной парадной древнерусской княжеской одежде ХІІ в. Возможно, здесь изображен не царь - византийский император, а древнерусский князь, которым мог быть князь-основатель Кирилловской церкви Всеволод Ольгович.
Живопись жертвенника, или северной апсиды Кирилловской церкви, репрезентует сюжеты, которые не находят аналогий в древнем монументальном искусстве. Всего на стенах апсиды изображены образы 25 балканских святителей, большинство из которых сохранились во фреске. Рядом с некоторыми святыми читаются древние надписи-имена. Здесь иллюстрированы образы Кирилла и Мефодия, Климента Охридского, Иоанна Македонского, Иосифа Солунского, Ефима, Евмена, Артемия, Власия, Стефана. В древней монументальной росписи, сохранившейся до нашего времени, в таком количестве и составе эти святители более нигде не встречаются.
На стенах собора с ХІІ в. до нашего времени сохранилось пять фресковых изображений воинов. Одно из них отличается оригинальной трактовкой. Эта фреска выполнена на пилоне центрального северного столба, во втором регистре. Надпись, которая должна была сопровождать изображение, к сожалению, не сохранилась. Вокруг головы воина нимб. У святого - густые волосы, большие глаза, крупный нос; на плечах плащ-корзно с большой фибулой, а также длинная кольчуга, одетая поверх рубахи; рука воина опирается на огромный щит.
Горделивая импозантная фигура говорит о том, что изображенный не обычный воин, а князь-полководец. Одежда и аксессуары воина напоминают древнерусскую княжескую воинскую одежду, а в некоторых чертах лица и фигуры святого угадывается намек на внешность основателя Кирилловского храма Всеволода Ольговича. Он ярко обрисован историком В.Татищевым: “Сей князь - муж был велик ростом и вельми толст. Глаза имел не маленькие, нос длинный, бороду широкую...”. Вне сомнения, перед нами - прототип древнерусского князя - воина, изображение, которое было заказано также князем-воином.
Внимание посетителей привлекает грандиозная композиция “Страшный суд”. Она расположена в нартексе и занимает поверхность стен, столбов, свод. В монументальной церковной настенной живописи этот сюжет распространяется в памятниках Руси с ХІІ в. В Кирилловском храме данную композицию можно рассматривать как наиболее раннее и полное сохронившееся изображение Страшного суда в древнерусском искусстве.
Особый интерес вызывают составные части этой композиции - “Шествие князей”, “Лоно Авраамово”, “Ангел, сворачивающий небо в свиток”.
Сцена “Шествие князей” расположена на пилоне северного столба нартекса. В ней чрезвычайно гармонично объединен ритм рисунка и цвета. На западной стене южного нефа, над местом древнего погребения, сцена вечного покоя – “Лоно Авраамово” – символ Рая. Сцена “Ангел, сворачивающий небо”, логически завершая композицию “Страшный суд”, украшает пилон южного столба нартекса. Это динамичная, изысканная в живописном отношении сцена конца Света, исполненная в лучших традициях древнерусской монументальной росписи. Композиция преисполнена высокого духовного напряжения и драматизма: ангел в напряжении сворачивает разметнувшийся под порывом ветра огромный небесный свиток, что символизирует конец Света. Печальное лицо ангела, трепетный взмах крыла, покорно преклоненная голова удивительно остро передают неизбежность и трагизм события. Поражают утонченный рисунок и колорит сцены, выдержанной в нежных голубых, розовых и зеленых тонах – все это выдает руку большого мастера.
На южной стене княжеской молельни - сцена ”Ангел, ведущий юного Иоанна (Крестителя) в пустыню”. Художник мастерски передает грациозное движение ангела. Легкими ритмичными линиями написаны его одежды. Голова повернута к Иоанну, которого ангел держит правой рукой, а левой словно указывает ему путь на небеса.
Настенная живопись. Фресковая живопись. Монументальные росписи