Кирилловская церковь
в исследованиях
Ирины Марголиной
  • Главная
  • Публикации
  • Новые исследования
  • Новости
  • Конференции
  • Об авторе

Кирилловская церковь

  • Летопись Кирилловского храма
  • Архитектура
  • Фресковая живопись
  • Живопись 17-19 вв.
  • Живопись М. Врубеля
  • Иконостас
  • Некрополь
192005084_1454755988206712_642029891181937730_n

Врубель и Киев

vrubel_v_kieve-kniga-katalog
putevoditel_cover

Ангелы Врубеля

Книга Ангелы Врубеля

Тайны саркофага Ярослава Мудрого

Марголина И.Е.

Содержание статьи в следующих источниках:

І. Марголіна Кирилівська церква в історії середньовічного Києва, К., 2001.-

298 с.;

Марголіна І., Ульяновський В. Київська обитель святого Кирила, К., 2005. -

С. 179-181;

Марголина И. Святитель Димитрий Ростовський в страницах истории Киево-Кирилловского монастыря // Матеріали ІV міжнародної науково-практичної конференції „Пам’ятки Національного заповідника „Софія Київська”: культурний діалог поколінь” (Київ, 25 -26 жовтня 2007 р.) – К., 2009. – С. 288-299;

Святитель Димитрий Ростовский

в истории Кирилловского монастыря (конец ХVІІ в.)

В январе 2007 года исполнилось 310 лет с того времени, как Димитрий Ростовский (Даниил Туптало) стал игуменом Киево-Кирилловского Свято-Троицкого монастыря.

История киевского Кирилловского монастыря, основанного в ХІІ в. тесно связана с его игуменами. Их деятельность стала тем фундаментом, на котором взрастали справедливость, стойкость, христианская мораль, истинная вера, надежда на лучшее будущее. Возрождение и укрепление монастыря после татаро-монгольского нашествия приходится на конец ХVІ-ХVІІ вв. - период игуменства достойных представителей украинского православия Василия Красовского, Иннокентия Гизеля, Лазаря Барановича, Мелетия Дзика, Иннокентия Монастирского. С их именами связано сохранение монастыря в тяжёлых условиях насильственного перехода в католичество населения Украины после Берестейской унии и упадка православной Церкви в период Руины, а также содействие развитию Кирилловского монастырского религиозно-культурного центра. Знаменитую святительскую традицию Кирилловской церкви продолжил Димитрий Ростовский.

Слабое здоровье, глубокая религиозность, ощущение опасности принудили семнадцатилетнего Данила по согласию родителей в 1668 году поселиться в старинном, укрепленном самой природой, Кирилловском монастыре, который находился на живописной горе в трех верстах от Киева. В поисках монашеского уединения, Даниил Туптало невольно оказался в эпицентре борьбы за церковный статус Украины, которую идейно поддерживали ведущие монастыри Украины [1].

На территории монастыря была небольшая каменная православная церковь, и именно при ней в 1668 году была устроена келья Даниила Туптала. Здесь 9 июня 1668 года Даниил принял схиму с именем Димитрия от игумена монастыря Мелетия Дзика, который своим авторитетом, вероятно, повлиял на это решение юноши. В Кирилловский монастырь Мелетия Дзика перевели из ректоров Киево-Могилянской академии, где он был любимейшим учителем Димитрия Туптала. Именно в Кирилловском монастыре завязалась долгая дружба между Дзиком и будущим святителем. Когда Димитрий решил отправиться в странствие, Дзик благословил его мощами святой Варвары, а потом состоял в переписке с ним. Всю жизнь он любил Димитрия, как своего сына. Перед кончиной игумен Мелетий завещал Димитрию Ростовскому два червонца на помин своей души.

В течение восьмилетнего пребывания в монастыре Димитрий Ростовский был образцом для всей братии в вере и послушании. Кроме традиционных для монашества занятий (тщательное выполнение предписаний монастырского устава, участие в богослужениях, молитва, чтение Святого Письма, произведений Святых Отцов, выполнение определенного послушания и т.п.), он настойчиво работал над собственным самообразованием, формировался как православный проповедник, много писал, готовил по поручению игумена письменные распоряжения, и прочее. Вероятно, именно в период пребывания в Кирилловском монастыре у Димитрия появилась мысль посвятить свою жизнь церковно-писательской деятельности. Здесь развился его проповеднический талант и вообще те высокие духовные качества, благодаря которым Лазарь Баранович, архиепископ Черниговский, оставил его возле себя, несмотря на желание кирилловской братии видеть Димитрия в Кирилловском монастыре иеромонахом. Бесспорной заслугой Барановича, по мнению исследователя В.Климова, было его стремление собрать вокруг себя просвещенных личностей, интеллектуалов, которые своей работой помогли бы православию противостоять католической теологии, христианскому сектантству, язычеству. Закономерно, что среди выдающихся и известных имен православных деятелей появилось и имя выдающегося монаха – нововысвеченного иеромонаха Димитрия [2 ].

Позднее, находясь далеко за пределами Кирилловского монастыря, Ростовский упоминает эту обитель, беспокоясь о ее насельниках. В “Діаре” Ростовского постоянно находим упоминание о кирилловских клириках. Он фиксирует их поездки, записывает даты их смерти, т.е. неуклонно следит за дальнейшей жизнью монастыря и его братии. Неоднократно Димитрию предлагали стать игуменом Кирилловского монастыря, и несколько раз он отвергал это предложение. Подтверждение этому можно найти в дневнике самого святителя: “1680 г. февраля 21 от преподобных отцов, кирилловских монахов, приехал в Батурин отец Меркурий к гетману с письмами с просьбой обо мне на игуменство, 23 числа я отправил их назад” [3]. И только после смерти своего друга, Кирилловского игумена Иннокентия Монастырского, Димитрий Ростовский стал его преемником. “Января 17 дня, с суботы на воскресенье, в третьем часу ночи, преставился честный старец Иннокентий Монастырский, игумен Кирилловский; по нему я грешный принял игуменство”. [4] 18 января 1697 г., в день святых Кирилла и Афанасия Александрийских, покойного отпел в Кирилловском монастыре Димитрий Ростовский с братией.

В свое время вместе с Иннокентием Монастырским Димитрий Ростовский принимал участие в знаменитой дискуссии между московским и украинским духовенством “О пресушествлении Святых Даров”. На книге Иннокентия Монастырского “О пресушествлении Святых Даров” существовала надпись сделанная рукой Димитрия Ростовского: “От книги монастыря Кирильського Киевского…в великий пост сие писал блаженный отец Иннокентий Монастырский, игумен Кирильський Киевский” [5]. Во всех принципиальных вопросах трактовки богословских проблем, в частности относительно времени пресушествления Святых Даров, Димитрий разделял взгляды “Церкви нашей Малороссийской”. Димитрий Ростовский поддержал произведение и позицию Монастырского, который показал себя в полемике намного выше патриарха Иоакима и по эрудиции, и по гуманности своих взглядов. К сожалению, Иоаким и его окружение не восприняли взглядов Монастырского и Ростовского, т.е. не приняли свежей силы.

В этот период Димитрий Ростовский активно работает над “Житиями Святых”. На аудиенции у патриарха Иоакима Димитрий подарил ему первый том “Четьих Миней”. Для дальнейшей работы над житиями Димитрию был необходим как пример экземпляр произведения митрополита Макария, но Иоаким, недовольный взглядами Димитрия, направленными на отстаивание духовных традиций, не совпадающих с его взглядами, приказал отобрать у него экземпляр Макария. Воспользовавшись аудиенцией, Туптало обратился к патриарху с просьбой благословить на дальнейшую работу, а также возвратить “Жития Святых” Макария. Иоаким, “припёртый к стене” [6], благословение дал, но Минеи не выдал. Димитрий, в отличие от эмоционального Монастырского, с покорностью принял отказ, но работу не прекратил. Возмущённый Иоаким написал гневное письмо Печерскому архимандриту Варлааму Ясинскому по поводу издания в лаврской типографии труда без рассмотрения и благословления его в Москве: “Пренебрегше архипастырское наше повеление, списавше книги сами типом издаете без досмотрения и благословения нашего архипастырского. И сие ваша великая неправда…До нашего указу под нашим архипастырским запрещением и под церковною казнию тех книг отнюдь не раздавати” [7].

С Иннокентием Монастырским Димитрия Ростовского связывала продолжительная и крепкая дружба. Они познакомились в 1678 году в Люблине. 9 мая 1693 года святитель прибыл в Киев, где встретился с отцом и сестрами, а также с игуменом Кирилловским – Иннокентием Монастырским. Монастырский пригласил Димитрия в Кирилловский монастырь, и в июне 1693 года Димитрий произнес “Слово на день Святой Троицы”. В этой проповеди он прославлял Троицу и отмечал, что прославлять, значит уважать: “Но, как сын уважать отца должен? У людей тот сын отца уважает, который не осмеливается при нем сесть, но стоит, почтительно шапочку сняв” [8]. Эти слова прозвучали не случайно: среди паствы непременно присутствовал отец Димитрия - Савва Туптало ктитор Кирилловского монастыря, и таким образом Димитрий воздал честь и ему. Проповеди Димитрия отмечались человечностью, искренним сочувствием ко всем страдающим, стремлением помочь хотя бы отрадным словом и, очевидно, именно это в значительной мере обеспечивало Димитрию - проповеднику любовь, уважение, популярность среди православного люда.

Как уже отмечалось, Димитрий был не только выдающимся проповедником, но и писателем, оставившим потомкам широко известное произведение Минеи - описание житий святых. Особое внимание Димитрий Ростовский уделяет жизнеописанию солунских братьев Кирилла и Мефодия, а также изучению старинного славянского письма. Наверное одним из стимулов к этому было пребывание святителя в стенах старинной Кирилловской обители, где, сохранились единственные в древнерусской монументальной живописи ХІІ в. фресковые изображения Кирилла-Константина, Мефодия и их выдающихся учеников - славянских просветителей [9 ].

Родители святого Димитрия вместе с родней были признательны монастырю за добрую науку, которую здесь получил Димитрий, поэтому всю жизнь были благодетелями Кирилловской обители. Савва Григорьевич Туптало, отец святителя, до смерти (он прожил 103 года) был ктитором монастыря, а сестры Димитрия, основавшие при киевской Иорданской церкви женский монастырь и поочередно игуменствовавшие там, помогали Кирилловскому монастырю “трудами рук своих”. Старшая - Параскева Туптало в 1710 году перед смертью отписала Кирилловскому монастырю “дом свой отечный близ Притиско – Николая (церковь Николая Притиска авт.) стоячий” [10].

Учитывая исключительную преданность всей семьи Туптало Кирилловской обители, братия похоронила Савву Григорьевича и его жену Марию Михайловну в самом Кирилловском храме, возле дверей, которые ведут на хоры. Со временем рядом с ними были похороненные сестры святителя - “в ногах в матери”. Первой похоронили мать святого "На северном фасаде Кирилловского храма находятся ныне опустевшие ниши, где когда-то были памятные доски с записями о выдающихся погребениях устроенных в церкви (см. Рис.1) "... с наружной стороны православной церкви по левую сторону есть в стене два углубления в которых, как говорят очевидцы были вставлены два образа на меди (в 30 фунтов каждый) один над могилой родителей святого Димитрия Ростовского, а другой над могилой игумена, рукоположившего святого Димитрия в иночество и что иконы были сняты в 1865 г. для обновления ликов святых..." [11]. Этот, найденный автором архивный документ (письмо от 5 октября 1869 г.) окончательно определяет, доселе неизвестное назначение архитектурных ниш на северном фасаде Кирилловской церкви и, самое главное, предоставляет ценные свидетельства, дополняющие информацию о знаменитых погребениях в Кирилловском храме. Не вызывает сомнений, что эти ниши в северной стене были устроены в период игуменства в Кирилловском монастыре Димитрия Ростовского (январь-июнь 1697р.) и по его личному приказу. Учитывая факт погребения родителей святителя в северной части православной церкви, вполне естественным было желание увековечить их память надгробной доской устроенной на внешней стене храма, соответственно захоронениям с северной стороны. Касательно Мелетия Дзика, умершего 7 февраля 1681 года, выше приведенные архивные документы раскрывают ещё один доселе неизвестный факт – наличие захоронения Мелетия Дзика в Кирилловской церкви. Учитывая добрые, сердечные отношения между игуменом Мелетием и Димитрием Ростовским становится понятным, почему рядом с надгробной доской в честь родителей Ростовского была устроенная памятная доска, посвященная Мелетию Дзику, другу и наставнику будущего святителя.

Если погребение родителей и сестер святителя Димитрия Ростовского в северной части нартекса является известным фактом, то наличие погребения в храме игумена Мелетия Дзика является настоящим открытием, фактом, до сих пор неизвестным исследователям.

В тех же архивных документах присутствует письмо-ответ на запрос секретаря Статистического комитета, надзирателя кирилловских богоугодных заведенной майора Карповича, проясняющее дальнейшую судьбу памятных досок: " ... в одном только углублении, а именно над могилой родителей Димитрия Ростовского был образ на меди, который в 1865 г. снят Никитой Коцеваленко, для обновления лика, но по приказанию служившего в заведении священника Иоанна Правикова, не допустившего обновить икону, она была поставленна в православной церкви и потом по его же распоряжению при отлитии колоколов в 1866 г. брошена в плавительную медь, служителем Василием Кравченко, о другом образе нельзя собрать сведений ..." [12]. Досадно, что печальная судьба постигла памятные доски, исчезнувшие из ниш северной стены. Сегодня они бы воспринимались как уникальные памятники-реликвии кирилловского некрополя.

В Кирилловском храме существовали и другие реликвии, связанные с именем святителя Димитрия Ростовского. Святитель Димитрий, уже, будучи митрополитом Ростовским, прислал на гроб своих родителей икону Божьей Матери, которая была фамильной в семьt Туптало, и этим закрепил моральную связь с монастырем. Детальное описание этой иконы можно найти в Трудах ІІІ Археологического съезда: “Образ Божьей Матери, стоящий в особом, простой работы, киоте, возле стены по левую сторону. Образ этот небольшой, вышиной он 6 вершков и в ширину 6; не украшен ризой, на главе Божьей Матери есть только венец. Сверху образа написаны такие слова: “По преставлении игуменьи Парфении и Февронии, сестры ее, сей образ Пресвятой Богородицы дано от игуменьи Марфы на воспоминание Архиерея Димитрия Ростовского, что был в обители Святой Троицы монахом и потом там же святителем. Из Ростова прислал в сию же Свято-Троицку обитель лета 1705, Декабря в 5 день. При сем образе, с правой стороны, стоит и образ св. Димитрия Ростовского, простой живописи, на холсте, в полный рост, в архиерейской мантии, в белом клобуке. С левой стороны, на стене, висит выполненный на холсте портрет отца св. Димитрия, Саввы Туптало” [13]. Это описание относится к 1878 г. А на доске, найденной на хорах Кирилловской церкви в 1870 г. об иконе сказано:

"…В дар благословенія, деви вспречистой

Со предвечным младенцем, златом обложену

Присла святу икону, лепо украшену 1707 г. …" [14].

Есть сведения, что фамильной иконой в роду Туптало являлась Ватопедская Божья Матерь, которую вначале передали святителю его сёстры, а позже он вручил её своему племяннику иноку Свято-Троицкой Кирилловской обители (1705 г.). Вероятно, по просьбе племянника и Димитрия Ростовского икону устроили над могилой родителей и сестёр святителя. Учитывая тот факт, что над погребением святителя Димитрия в кафедральном соборе Ростова тоже присутствовала икона Ватопедской Богоматери, можно предположить, что в Кирилловской церкви хранился оригинал с надписью на обратной стороне, а в Ростове список с него.

С памятью святителя Димитрия Ростовского были связаны, стоящие перед иконостасом два аналоя, каждый в виде треугольника с небольшой бляхой сверху; они были украшены резьбой, предназначались для икон; на обоих было изображение святой Троицы. На одном надпись: “Троицы службу днесь тройчный святых дружбу свет Дмитрий в храм семь изобразий зрит на небах во славе”. Эта надпись является своеобразным напоминанием о том, что в июне 1693 года, в день святой Троицы, в Кирилловской церкви проповедовал Димитрий Ростовский.

Несмотря на кратковременное (всего лишь пять месяцев - январь - июнь 1697г.) игуменство в Кирилловском монастыре, имя святого Димитрия осталось памятным и священным в истории этой обители. Для увековечивания памяти Димитрия Ростовского, на втором этаже Кирилловской церкви был устроен придел в честь святителя. В 1870 г. при разборке иконостаса на хорах в приделе Димитрия Ростовского была найдена деревянная доска со стихотворной надписью, посвященной святителю Ростовскому.

Позднее на территории монастыря был построен небольшой деревянный храм святителя Ростовского (на месте его кельи), просуществовавший до

1830 г.

Вспоминая этого выдающегося деятеля нельзя не отметить, что именно в Кирилловском монастыре зародились те добродетели, носителем которых на протяжении всей жизни был великий святитель Димитрий - “Звезда от Киева воссиявшая”. Рождению этой, безусловно, яркой звезды на небосклоне Православной Церкви благоприятствовали известные церковные деятели того времени. По мнению В.Климова, без украинских православных епископов, игуменов, монахов, в среде которых оказался Димитрий, - Л.Барановича, И.Гизеля, М.Дзика, И.Гилятовского, И. Монастырского и других, - трудно представить полнокровную историю отечественной Православной Церкви. Киево-Могилянская коллегия, монастырская среда способствовали появлению у будущего святителя традиционных для Православной Церкви подходов и к ряду богословских проблем. В сочетании с напряженной самостоятельной исследовательской работой все это содействовало формированию личности Димитрия-Пастыря, проповедника, писателя-энциклопедиста, на работах которого воспитывалось не одно поколение православной Европы [15].

 

1. Климов В. Святитель Димитрій, Львів, 1995, С.11

2. Климов В. Святитель Димитрій, Львів, 1995, С. 17

3. Дневные записки святого чудотворца Димитрия митрополита

Ростовского, М., 1781. С.20

4. Там же С.67.

5. Шляпкин И.А. Дмитрий Ростовский и его время (1651-1709), Спб.,

1891, С.195.

6. Іларіон митр. Князь Костянтин Острозький і його культурна праця.

Істор. монографія, Вінніпег, 1958, С. 53.

7. Ар.ЮЗР. Ч.1. Т.5. С.281, 284.

8. Шляпкин И.А. Дмитрий Ростовский и его время (1651-1709). Спб.,

1891, 460с.

9. Марголіна І. Кирилівська церква в історії середньовічного Києва, К.,

2001, С. 161-183.

10. Петров Н.И. Описание рукописей церковно-археологического музея.

// Акты КДА.- К.,1877, Вып. 2., С. 440

11. ГАКО. Ф.804, оп. 1, дело 602, № 284

12. ГАКО. Ф.804, оп. 1, дело 602, № 284

13. Антонов В. Киево-Кирилловская Троицкая церковь // Тр. ІІІ

археологического съезда в Киеве, К., 1878, Т.2, Приложение С. 7-12.

14. ГАКО. Ф. 804, оп. 1, дело 602

15. Климов В. Святитель Димитрій., Львів, 1995. С.11-12

Иллюстрации:

1. Акварель Ф.Солнцева

2. Кирилловская церковь современный вид

3. Макет

4. Интерьер

5. Северная часть нартекса

6. Северный фасад

 

Монастырь. Православная Церковь. Димитрий Ростовский

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Copyright © 2023. Кирилловская церковь в исследованиях Ирины Марголиной