ЖИВОПИСЬ ХVІІ - ХІХ вв.
Ценным вкладом в живописную сокровищницу храма являются
и работы художников ХVІІ-ХІХ вв.
На пилоне южной стены Кирилловской церкви сохранился написанный темперой монументальный портрет ХVІІ в. На фоне всех настенных росписей храма монументальный портрет выделяется особенно тонким психологизмом. Со стены на нас смотрит загадочный старец в черной монашеской одежде. Его утонченное бледное лицо, черные брови, сосредоточенный взгляд, тонкий нос с горбинкой, седая широкая борода свидетельствуют о неординарности личности изображенного. В правой руке он держит закрытую книгу, в левой - посох. Под овалом портрета - герб польского происхождения, по обе стороны - монограмма из семи букв.
Буква “І” означает Иннокентий, “М” - Монастырский, “Й” - игумен (согласно староукраинскому правописанию), наложенные одна на одну буквы “С” и “Т” - Свято - Троицкий, а двойное “К” – Киево-Кирилловский. Этот сюжет является ценным образцом украинской монументальной портретной живописи ХVІІ в., поразительно реалистичным портретом православного интеллектуала.
Ремонтно-реставрационные работы в Кирилловском храме в ХІХ в. по приглашению А.Прахова выполняли преподаватели и ученики первой в Киеве рисовальной школы, основанной художником-преподавателем Н. Мурашко, а также 20 студентов Петербургской Академии искусств, среди которых - такие со временем известные мастера, как И. Ижакевич, И.Селезнев, Х. Платонов, Н. Пимоненко, С. Гайдук, Н. Глоба, С. Костенко, М. Климанов, Ф.Зозулин. Большей частью они осуществляли несложную работу, поновляя масляными красками фреску, сохраняя при этом древний рисунок и сюжет, но, кроме того, создавали и новые серьезные композиции.
Центральный купол был расписан художником И. Селезневым на тему “Вознесение Христа в сонме ангелов” По центру на золотом фоне видим фигуру Христа в пурпурном хитоне и нежно-голубом плаще-гиматии. Вокруг Христа, изображенного на радуге на фоне синего неба, - девять ангелов, поддерживающих медальон с изображением Христа, словно помогая ему подняться на небо. В центральной конхе (верхней части апсиды) И. Селезнев, соответственно сюжету ХІІ в., написал Богородицу Оранту.
На западной стене центрального нефа талантливый художник М. Климанов выполнил две замечательные композиции – “Рождество Богородицы” и “Введение Богородицы во храм”. Радостно, празднично воспринимается композиция “Рождество Богородицы”. Сооружения, на фоне которых написан сюжет, украшены богатым парадным орнаментом. Мать Богородицы - Анна изображена на ложе, задрапированном белым полотном и украшенном драгоценными камнями. У подножия ложа служанки готовят купель для новорожденной Марии. С противоположной стороны к Анне подходят трое молодых мужчин, приветствуя ее драгоценными дарами. В композиции удачно сочетаются красные, розовые, голубые и зеленые тона. Рисунок построен в спокойном торжественном ритме. Рядом - “Введение Богородицы во храм”. Анна и Иоаким ведут к храму маленькую Марию, где ее встречает первосвященник, на главе которого мы видим тефиллин (свиток с молитвами).
В южном нефе собора на западной стене, отделяющей центральную часть храма от второго этажа, находится композиция “Крещение Иисуса Христа”, которая почти не упоминается в публикациях, посвященных Кирилловской церкви. Автор произведения, Х. Платонов, в отличие от М. Климанова, стилизующего свои работы в традициях древней живописи, работает в классических живописных традициях ХІХ в. Композиция по краям украшена изображением двойных колонн с узлом - этот мотив заимствован из фресок ХІІ в. Заключенная в такую своеобразную раму, работа воспринимается как огромная салонная картина.
На втором этаже, на стене маленькой апсиды княжеской молельни – лирический, весьма трогательный образ Девы Марии. Спокойное, мечтательное лицо, - вероятно, молодой художник И. Ижакевич воплотил в этом образе свой идеал прекрасной девушки. Здесь же, на втором этаже, по обе стороны от центрального свода хор - изображение двух архангелов. Художник Самуил Гайдук исполнил их колористически насыщенными, воплотив симпатии украинского народа к ярким, радостным тонам.
Описанные композиции - лишь часть масляной живописи ХІХ в., но, к сожалению, авторство других работ, исключая произведения М. Врубеля, остается неизвестным.