Кирилловская церковь
в исследованиях
Ирины Марголиной
  • Главная
  • Публикации
  • Новые исследования
  • Новости
  • Конференции
  • Об авторе

Кирилловская церковь

  • Летопись Кирилловского храма
  • Архитектура
  • Фресковая живопись
  • Живопись 17-19 вв.
  • Живопись М. Врубеля
  • Иконостас
  • Некрополь
192005084_1454755988206712_642029891181937730_n

Врубель и Киев

vrubel_v_kieve-kniga-katalog
putevoditel_cover

Ангелы Врубеля

Книга Ангелы Врубеля

Тайны саркофага Ярослава Мудрого

Архитектура


Кирилловская церковь – выдающийся памятник сакральной архитектуры
Руси ХІІ в. с    характерными для эпохи феодальных войн особенностями.
Скромная, мощная, фундаментальная архитектура раскрывает
вторую, после сакральной, функцию этого сооружения –
крепости на подступах к Киеву.

В древности Кирилловская церковь представляла собой шестистолпный одноглавый крестово-купольный храм. Над центром пересечения центральных коридоров высился световой барабан купола. В  плане здания лежал вытянутый   в направлении запад – восток прямоугольник. На востоке церковь завершалась тремя полуциркульными апсидами.  Крыша была перекрыта сводами. На месте пересечения центральных сводов был устроен мощный четверик, на котором возведён цилиндрический барабан, прорезанный двенадцатью окнами.  Увенчивал сооружение полусферический  купол.

Общую простоту и лаконизм форм здания подчеркивал скромный декор – аркатурный пояс,  украшавший верхнюю часть периметра стен и барабан купола. В окна были вставлены деревянные оконницы с небольшими круглыми  стеклами. Стены церкви выложены из кирпича-плинфы в технике равнослойной кладки на довольно толстом (до 4 см.) слое известково-цемяночного раствора.

Результатом многочисленных исторических событий, произошедших за время существования храма, стали его  серьезные перестройки, так в конце ХVІІ  - начале ХVІІІ в. были достроены четыре боковых купола.

В 1734 году  Свято-Троицкий Кирилловский монастырь пострадал от сильного пожара. Восстановительные работы   осуществлялись  на протяжении 1748-1760 гг. под руководством известного украинского архитектора И. Григоровича-Барского. Именно тогда центральному и боковым куполам придали   распространенную в этот период грушевидную форму, стены сооружения украсили лепкой.  В результате перестроек  Кирилловский храм приобретает черты, характерные для украинского барокко. В таком архитектурном виде собор дошел до наших дней.

В ХVІІІ в. территорию монастыря окружили  каменными стенами с четырьмя  башнями (одна сохранилась до нашего времени), возвели каменные братские кельи, корпус архимандрита и трапезную. Частью системы стен стала и сооруженная И. Григоровичем-Барским надвратная трехъярусная церковь-колокольня.

Интерьер Кирилловской церкви практически не изменился с ХІІ в.  Западная часть церкви – нартекс (притвор), в южной и западной стенах которого размещены четыре ниши - аркасолия (от лат. Arco - дуга, solium - гроб, саркофаг), то есть место, где находились княжеские погребения.

В южной части нартекса была расположена крещальня – место, где происходил обряд крещения. Из нартекса попадаем в просторную  центральную часть храма. Над местом пересечения главного нефа и трансепта на высоте 28 метров расположен центральный купол собора. Далее за трансептом -  алтарная часть храма, которая состоит из трех апсид.

В древности алтарь отделялся от центра храма невысокой предалтарной перегородкой - темплоном, в ХVІІ в. на месте древнего темплона сооружается высокий пятиярусный деревянный иконостас, который в ХІХ в. заменяется  мраморным. Из мрамора выполнены резные парапеты, которые находятся на втором этаже – хорах, к которым ведут узкие крутые ступени из нартекса, расположенные в толще северной стены. В южной части хор расположен небольшой придел, его определяют как княжескую  молельню.

В декоре древнерусских храмов широко использовали шифер - пластичный в обработке, нежно-розовый природный камень. В Кирилловской церкви шифер украшал большую часть пола, который в подкупольном пространстве был инкрустирован разноцветной смальтой. Алтарную часть пола украшали зеленые майоликовые плиты.   В толще южной стены диаконника существует загадочный ход, выходящий на небольшую площадку – балкон, возможно, предназначенный для князя.

Об этом загадочном ходе отдельная статья (  )

 

Архитектура. Крестово-купольный храм. Кирилловская церковь

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Copyright © 2023. Кирилловская церковь в исследованиях Ирины Марголиной