Ирина Марголина
Содержание статьи в следующих источниках:
Марголіна І., Ульяновський В. Київська обитель святого Кирила, К., 2005. -
С. 316-322;
Марголіна І. Живопис Михайла Врубеля в Кирилівській церкві Києва. ( до 150-річчя від народження митця) // Відлуння віків. 01 (05). 2006. – С. 51-60;
Марголина И. Ангелы Врубеля. Творчество Врубеля в Кирилловской церкви Києва, К., 2009. – 56 с.: ил.;
Кирилловская Мадонна кисти Михаила Врубеля.
На одном из живописнейших холмов Киева стоит белостенная, увенчанная изумрудными грушевидными куполами Кирилловская церковь – один из древнейших сохранившихся в Киеве храмов, созданный в древнерусские времена и облаченный в ХVІІ-ХVІІІ веках в барочные одеяния. Церковь в честь Кирилла Александрийского была заложена князем Всеволодом (Кириллом) Ольговичем в первой половине ХІІ века.
Ценнейшее сокровище Кирилловской церкви – уникальная настенная живопись, которая имеет долгую и интересную историю, отображающую этапы развития Руси-Украины.
В 80-е годы ХІХ века в церкви выполняли реставрационные работы под руководством профессора Петербургского университета, известного искусствоведа А.В. Прахова.
Из-под многовековых наслоений штукатурки и живописи была открыта уникальная древнерусская стенопись. Сегодня в памятнике сохранилось свыше 800 кв. м аутентичных фресок ХІІ века, некоторые из которых не имеют аналогов в монументальной сакральной настенной живописи всего мира. В тех местах, где фреска не сохранилась, экспонируются масляные росписи ХІХ века, выполненные преподавателями и учениками Киевской рисовальной школы Н.И.Мурашко. На фоне произведений «мурашковцев» ярким живописным аккордом выделяются монументальные композиции и иконы в иконостасе выдающегося художника М.А.Врубеля.
В 1884 г. А.В.Прахов для исполнения икон в иконостасе приглашает студента Петербургской Академии художеств Михаила Врубеля.
Приехав в Киев, Врубель, со свойственными ему впечатлительностью и восприимчивостью, познакомился с киевскими мозаиками и фресками, работал над изучением всего круга древнерусской монументальной живописи, что и помогло ему выполнить несравненные монументальные композиции, которые украсили стены старинного Кирилловского храма и уникальные иконы иконостаса. Кирилловские работы Врубеля составили золотой фонд в художественном наследии выдающегося мастера.
Монументальные росписи, порученные Врубелю в Кирилловской церкви, молодой художник закончил за семь месяцев, после чего А.Прахов отправил его в Италию. В Венеции Врубель пребывал с ноября 1884-го по май 1885 года. Путешествие в Венецию было необходимо для знакомства с произведениями мастеров итальянского Ренессанса и выполнения там иконописных образов Христа, Богородицы, святых Кирилла и Афанасия Александрийских. Эти произведения, отличающиеся монументальностью, убедительностью и свежестью образов, выполнены в лучших традициях мирового искусства.
В русле традиций мастеров итальянского Возрождения исполнены Врубелем великолепные иконы для кирилловского иконостаса, написанные под впечатлением произведений основателя венецианской школы живописи Джованни Беллини (около 1426-1516). Исследователи отмечают также влияние на творчество художника произведений Карпаччо и Чима да Конельяно, которые восхитили его своими цветами и «разбудили колористический дар».
Художник работал над этими образами помногу часов подряд, напряженно, не отрываясь, с большой любовью и вдохновением. Все четыре иконы он исполнил на цинковых пластинах – долговечном материале, ставшим популярным в русской иконописи конца ХІХ в. По совету профессора киевского университета С.Н. Реформатского, Врубель предварительно обработал цинковые доски соляной кислотой, создав таким образом шероховатую поверхность для лучшего закрепления на ней масляной живописи. Работая кистью и масляными красками, мастер не прокрашивал целые плоскости, как это принято, а тонкими кистями прокладывал все штрихами, подчеркивая изломы и повороты складок.
Первой по хронологии и главной по выражению душевного состояния автора стала икона Богоматери с Младенцем. Именно в этом образе художник, с особой эмоциональной остротой, экспрессией и состраданием передал глубочайшее чувство материнской любви.
Для этой иконы художник сделал пять подготовительных рисунков. По воспоминаниям Николая Прахова, для исполнения образа Богоматери мастеру позировала итальянка. Но главным прототипом стала боготворимая им Эмилия Прахова – супруга профессора А.В. Прахова, а Предвечное Дитя имело черты маленькой дочери Праховых – Оли.
При строгой гармонии линий и красок автор умело использовал контрастные цвета, усилив, таким образом, эмоциональность лика. Богородица изображена в пурпурном мафории, тон которого в некоторых местах приближается к черному. Маленький Христос - в белом платьице, расцветающем на кроваво-гранатовом фоне одежды Пресвятой Девы ярким лепестком нежного цветка. Правой рукой Мать прижимает к себе Дитя, пытаясь защитить от приближающейся трагедии. Левая рука безвольно покоится на белоснежном одеянии Младенца, символизируя смиренность. В лице Матери ощущается огромное напряжение, в печальном вещем взгляде – проявление высочайшей трагедии матери, переживающей за судьбу Сына.
У подножия престола Богоматери лежат нежно-розовые розы. Согласно христианской символике, розовые розы – символ евхаристической жертвы, которую олицетворяет Младенец Христос, сидящий на коленях Богородицы. Богоматерь называют «розой без шипов», то есть безгрешной. Дева Мария, изображаемая в итальянской живописи как Santa Maria della Rosa, держит розу (или её держит Младенец Христос). В светской символике роза – символ любви. Её цвет указывает на характер и сущность чувства: розовая – это первая чистая любовь. Розовый цвет роз у трона Богоматери – не случайность. Таким образом, Врубель зашифровал в символах своё чувство к боготворимому им прототипу Богоматери – Эмилии Праховой.
Богоматерь Врубеля – добродетельная и строгая, и в этой прекрасной строгости есть абсолютная красота. Образ выполнен в соответствии с иконографическим каноном Печерской Богородицы.
Источник сюжета иконы ”Богоматерь Печерская-Свенская” уходит своими корнями в эпоху Киевской Руси. По преданию, она написана преподобным Алипием с образа, который явился на стене Успенского собора Киево-Печерского монастыря в 1085 г. В 1288 г. икона была принесена в Свенский монастырь близ г. Брянска. Празднество установлено 3 (16) мая и 17 (30) августа.
Глядя на икону Богоматери с Младенцем в Кирилловской церкви, ощущаешь то главное, что отличает творчество М.А. Врубеля, – тончайшую передачу внутреннего, эмоционального состояния создаваемого им образа. Каждое новое произведения этого мастера – написание портрета, лика святого, лица героя поэмы, романа – это напряжённая попытка заглянуть в душу образа, разгадать её, раскрыть сокровенный внутренний мир. Врубелевская Мадонна с Младенцем в Кирилловской церкви по силе эмоционального воздействия на зрителя не имеет равных себе среди произведений русской иконописи ХІХ в. Образ переполнен молчаливым материнским отчаянием перед неотвратимостью трагической судьбы Сына.
Сравнивая иконы Врубеля и его росписи на стенах Кирилловской церкви, С.П. Яремич заметил, что между ними большое расстояние, будто целые десятилетия: в стенописи художник является идеальным византийцем ранней поры, а в иконах – чистейшим венецианцем Возрождения по чувству формы, по приемам живописи и, главное, по чрезвычайно острой чувствительности к цвету.
Работы Михаила Врубеля в Кирилловской церкви, свидетельствующие о глубоком понимании автором христианской иконографии, законов древней сакральной стенописи, символики, открывают таинственный, до конца не разгаданный духовный мир Врубеля.
Библиография
1. Апостолос-Каппадона Д. Словарь христианского искусства. – Челябинск, 2000.
2. Гомберг-Вержбинская Э.Г. Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике.- Л.; М., 1963. - С. 129, 280-283, 303.
3. Марголіна І. Іконостаси Кирилівської церкви // Людина і світ. - 1996. - № 10. - С. 20-24.
4. Марголіна І., Ульяновський В. Київська обитель Святого Кирила. К., 2005.- С.299-342.
5. Мурашко М.І. Спогади старого вчителя. - К., 1964. - С. 69-82.
6. Прахов Н.А. Страницы прошлого: Очерки-воспоминания о художнике.- К., 1958. - С.94-115.
7. Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Пер. с англ. А. Майкапара.- М., 1999.
8. Чулков Г. Врубель // Новый журнал для всех. -1910. - №18.
9. Яремич С.П. Михаил Александрович Врубель: Жизнь и творчество.- М., 1911.
Настенная живопись. Фреска. Врубель. Икона