ЖИВОПИСЬ М.А. ВРУБЕЛЯ
В 1884 г. из Петербурга в Кирилловскую церковь пригласили
художника М. Врубеля, который выполнил несколько настенных
композиций и четыре иконы для иконостаса. Его работы в
Кирилловской церкви составляют золотой фонд в художественном
наследии выдающегося мастера.
Первая монументальная работа художника в Кирилловской церкви - изображение архангела Гавриила на западном пилоне северного столба триумфальной арки.
Фигура Гавриила написана по древней графье (прорись в сырой штукатурке). Грациозная утонченная фигура благовестника выполнена с чрезвычайной виртуозностью: складки голубой одежды переплетаются словно орнамент, рука воздета в благословляющем жесте. Образ Гавриила напоминает лучшие образцы византийских мозаик. В этой работе Врубель проявил себя как блестящий интерпретатор наследия древнерусских живописцев.
Следующая по хронологии робота Врубеля в Кирилловской церкви - композиция “Вход Господень в Иерусалим”. Эта работа исполнена под южной частью княжеской молельни. Кисти Врубеля в этой композиции принадлежат центральная и правая части. Левую часть написал художник Ф. Зозулин, который помогал М. Врубелю также в реставрации композиции “Успение Богородицы”, находящейся на северной стене трансепта (центральный поперечный коридор церкви).
Стиль произведения близок манере письма древнерусских иконописцев. Автор построил эту композицию по принципу обратной перспективы, присущей древней живописи.
Одно из выдающихся произведений М. Врубеля в Кирилловской церкви – “Сошествие Святого Духа на апостолов”. Композиция, украшающая свод хор, выполнена без эскиза, по аналогии с древними произведениями. Полукругом изображены двенадцать апостолов, в центре написана Богородица. Сверху, от голубя (Святого Духа), через огненные языки на них снисходит небесная благодать. “Сошествие Святого Духа” выполнено Врубелем в живописной технике, напоминающей мозаику. Пастозный прерывистый мазок создает впечатление, что золотые нимбы апостолов, пол под их ногами выложены из отдельных мозаичных пластинок.
Фигуры врубелевских апостолов будто бы высечены из мрамора и напоминают скульптурные произведения Микеланджело. Объемность фигур подчеркивает вогнутая полуциркульная поверхность свода, на котором расположена композиция.
Необычайны по красоте колористической гаммы одежды святых. Общий белый тон хитонов излучает разноцветную палитру перламутра речной раковины. Одежда центральной фигуры выделяется голубизной платья, нежно-розовый мафорий на ее голове органически сочетается с перламутровыми переливами одежд апостолов.
Лица Христовых посланцев, пораженных чудесным событием, выказывают сложное эмоциональное состояние. Ощущается могучая, но в то же время благородно-сдержанная экспрессия, экзальтация. Огромные, присущие византийскому стилю живописи глаза апостолов, подчеркивают сосредоточенный психологизм момента.
Некоторые из апостолов напоминают современников Врубеля. Молодой апостол, изображенный третьим по левую сторону от Марии, похож на автора композиции. Это не случайно. В соответствии с иконографическими канонами, третьим от Богородицы, по левую сторону, всегда изображают апостола Луку. Известно, что Лука был не только апостолом и евангелистом, но и иконописцем. Вероятно, Врубель сознательно изображает себя на месте Луки, то есть на месте художника. Завершается композиция изображением старца – Царя Космоса. Это символический образ, который с давних времен в византийской христианской иконографии олицетворяет темную, непросвещенную часть человечества - ей апостолы на разных языках понесут светлое христианское вероучение.
Под композицией “ Сошествие Святого Духа на апостолов”, на пилоне опорного столба, изображен пророк Моисей. Кисти Врубеля принадлежит изображение головы святого, которая удивительно напоминает знаменитого врубелевского “Демона”. Огромные глаза, трагический абрис губ на смуглом лице молодого пророка придает образу особую значимость. На западной стене хор, между окнами, Врубелем также написана голова для фигуры пророка Соломона.
На люнете, находящемся при входе в княжескую молельню, - погрудное изображение так называемого голубоглазого Иисуса Христа, которое также принадлежит кисти Врубеля. Стиль исполнения находится в явном противоречии с врубелевской манерой письма. Монголоидное сосредоточенное лицо Мессии вызывает удивление своим несоответствием как христианскому канону, так и художественному типажу, присущему роботам Врубеля. Возможно, этот образ Христа является свидетельством творческого поиска художника.
На полусферической поверхности восточной стены молельни - “Ангелы с лабарами”. Врубель выполняет их в византийском стиле живописи. Тяжеловесные, монументальные и в то же время динамичные фигуры ангелов, кажется, находятся в движении, поражая чрезвычайной экспрессией. Несмотря на технические проблемы, связанные со структурой стены и неудачным размещением лесов во время написания композиции, она чудесно скомпонована, удачно вписана в вогнутую поверхность.
Последняя настенная композиция Врубеля в Кирилловском храме -“Надгробный плач” – “Пьета”, исполненная на стене погребальной ниши–аркасолия. Сюжет произведения отвечает назначению ниши. Три ангела склонились над умершим Христом, они оплакивают его кончину. Работа выполнена в лучших традициях древнерусской живописи. “Пьета” - не просто стилизация под древность. В произведении присутствует неповторимый врубелевский лиризм, пафос трагедии в соединении с торжественным покоем. Композиция была написана непосредственно на стене, без специального подготовительного грунта. Досадный технический недостаток создал серьезные проблемы, работу неоднократно реставрировали.
М. Врубель также выполнил в храме многочисленные фрагменты, детали, отдельные незначительные дописи. Монументальные росписи он закончил через семь месяцев, после чего А. Прахов отправил его в Италию. Путешествие в Венецию было необходимо для творческого поиска и выполнения там иконописных образов – Христа, Богородицы, святого Кирилла и Афанасия Александрийских, предназначенных для украшения нового мраморного иконостаса.